19. Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Приблизится шайтан к одному из вас и скажет: “Кто создал небо? Кто создал землю?”, а (человек) скажет: “Аллах”. Кто почувствует подобное, пусть скажет: “Аманту биллахи ва русулихи” (я уверовал в Аллаха и в Его пророков)».
Пояснение: Этот хадис также передан от Абу Хурайры радияллаху анху и дополняет предыдущий. В нем рекомендуется исповедать веру в Всевышнего Аллаха и в Его пророков алайхимуссалам для изгнания сомнений в Творце, вселяемых шайтаном.
20. Передается от Анаса ибн Малика радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Аллах азза ва джалла[1] сказал: “Поистине, твоя умма не перестанет говорить: «Что это? Что это?», пока не скажут: «Это — Аллах. Он сотворил творение. Кто же сотворил Аллаха?”»
Оба хадиса передали два шейха.
Пояснение: Подобные хадисы, похожие на другие священные хадисы, называются хадисами кудси. Обычные хадисы по смыслу исходят от Аллаха, но их изречение от Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Тогда, как в хадисах кудси и смысл и изречение от Самого Аллаха, а Пророк саллаллаху алайхи васаллам доводит их как прямую речь.
В этом хадисе также подтверждается, что проклятый шайтан может вселить сомнения в веру в Создателя.
21. Передается от Абдуллаха радияллаху анху:
«Посланника Аллаха спросили о васвасе (наущении шайтана). Он сказал:
— Это и есть ийман».
Передал Муслим.
Пояснение: Имя Абдуллах, упоминаемое в этом хадисе, принадлежит Абдуллаху ибн Масъуду радияллаху анху. Далее мы вкратце познакомимся с его биографией:
Абдуллах ибн Масъуд ибн Гафил ал-Хузайми (его кунйа — Абу Абдуррахман) был шестым из тех, кто принял Ислам, он дважды совершил хиджру: в Эфиопию и в Медину. Он был из тех, кто верно служил Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, и одним из десятерых сподвижников, о которых еще при жизни в пророчестве сказано, что они попадут в рай. В ходе битвы при Бадре он поверг Абу Джахла. Он участвовал в битвах Ухуд, Хандак, Ризван, Ярмук и во всех остальных битвах. Он был первым, кто громко, вслух прочитал Священный Куръан в Мекке, одним из тех, кто выучил Куръан наизусть. Он обладал добрым нравом и был одним из лучших факихов среди сподвижников.
Этот выдающийся человек передал всего 848 хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам. От него хадисы передавали Абдуллах ибн Умар, Абдуллах ибн Аббас, Абу Муса Ашъарий, Имран ибн Хусойн, Абу Хурайра, Ибн Зубайр, Джабир, Анас, Абу Саъид, Абу Рафиъ и другие. Из числа табиъинов от него хадисы передали Алкама, Абу Ваил, Асвад, Масрук, Убайда, Ибн Хазим, Кайс и другие. Многие из собранных им хадисов включены в три сборника «Сахих».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Учитесь Куръану у четверых людей». Одним из них был почтенный Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху.
Он был невысокого роста, хрупкого и худощавого телосложения. Однажды, когда сподвижники подшучивали над тем, что у него очень тонкие голени, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Клянусь Аллахом, что голени Ибн Масъуда на весах Судного дня будут тяжелее горы Ухуд».
Когда Ибн Масъуд слег из-за болезни, навестить его пришел халиф Усман ибн Аффан радияллаху анху и спросил о том, что его беспокоит. Он ответил:
— Мои грехи.
Халиф спросил:
— В чем ты нуждаешься?
Он ответил:
— В милосердии моего Господа.
Халиф спросил:
— Может, вызвать лекаря?
Он ответил:
— Сам Лекарь послал мне болезнь.
Халиф спросил:
— Может приказать выделить тебе помощь?
Он ответил:
— Я ни в чем не нуждаюсь.
Тогда халиф сказал:
— Может это понадобится для твоих дочерей.
Ибн Масъуд ответил:
— Ты беспокоишься, что мои дочери окажутся в бедности? Я велел им каждую ночь читать суру “Вакиъа”. Потому что я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Того, кто каждую ночь читает суру «Вакиъа», никогда не коснется бедность”.
После смерти Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам Ибн Масуъд был назначен хранителем Байтулмала[2] Куфы. Во время правления Халифа Усмана ибн Аффана он прибыл в Медину. Здесь он умер в 32 году хиджры. Джаназу по нему совершил Усман ибн Аффан радияллаху анху, после чего он был похоронен на кладбище Бакиъ.
Смысл данного священного хадиса заключается в утверждении того, что сомнения, вселяемые шайтаном, являются свидетельством иймана. Но как это возможно? Ведь соблазн от шайтана, а ийман от Милостивого! Ведь сомнения в Создателе убивают ийман! Как же именно сомнения могут быть ийманом? Разве это не похоже на выражение: огонь — это вода?
Такие вопросы могут появиться у человека, услышавшего этот хадис впервые. Однако у автора этой книги эти вопросы не возникли, ибо понять смысл этого хадиса мне помог опыт, полученный за двадцать лет до написания этих строк. Тогда я только начинал учебу в университете Всемирного Общества Исламского Призыва. Внезапно в душе появились тревожные сомнения, и в голове закрутились какие-то нехорошие мысли, мир стал казаться тесным, все стало не по душе. К тому же не с кем было даже поделиться. Это продолжалось несколько дней.
Вот в такой трудный момент в книжной лавке мне в руки попала книга Хакима Тирмизи «Адабы (правила благонравия) мурида». Я сразу же купил эту книгу моего соотечественника. Открыв первую попавшуюся страницу, я начал читать. А книга как раз открылась там, где речь шла о васвасе, наущениях, вселяемых в человека шайтаном. В книге говорилось: «Если в сердце мурида попадет тревога от шайтана, пусть он воспримет это как добрый знак, ибо это свидетельствует о том, что шайтан решил его навестить. Обычно шайтан стремится посеять сомнения в сердцах, которые начинают облагораживаться — испорченные души и без того принадлежат ему, и он даже не утруждает себя тем, чтобы их соблазнять. Шайтан вселяет сомнения именно в благородные сердца в надежде разрушить их. Неоднократно предприняв такие попытки и не достигнув своего, он оставляет их».
В моей душе посветлело, словно от молнии. Я очень обрадовался этому и понял, что произошедшее со мной было соблазном, васвасой от шайтана. Сегодня же, вознося безграничную благодарность Всевышнему Аллаху, я уже безо всякого труда понимаю смысл хадиса Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о том, что тревожные сомнения в вере в Создателя, вселяемые шайтаном — это и есть свидетельство наличия иймана.
Таким образом, если человек вовремя осознает происходящее с ним и попросит защиты у Всевышнего Аллаха, охватившие его сердце тревожные сомнения не причинят ему никакого вреда. А это крайне необходимо для духовно-нравственного благополучия и вероубеждения.
[1] Аллах азза ва джалла — Аллах, Всемогущий Он и Великий.
[2] Байтулмал — досл. «дом имущества»; общинная казна мусульман или мусульманского государства.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.