В условиях тотальной религиозной безграмотности, невежа, выучивший три-четыре фразы, начнет считать себя ученым. Где бы то ни было, его будет охватывать чувство гордости от того, что все смотрят на него. Со временем, ему будет казаться недостаточным и того, что окружающие смотрят на него, как на ученого. Он начнет считать себя выдающимся ученым всех времен и народов. Чтобы доказать свою претензию, он начинает придираться к ученым современности и прошлого, и объявит их заблудшими, допустившими ошибки.
Тот, кто не умеет составлять на своем родном языке и пару предложений, начинает критиковать автора десятка всемирно известных книг. Человек, не сумевший разъяснить своей семье основы Ислама, оскорбляет тех почтенных лиц, которые в легкой форме пояснили исламской умме все предписания шариата, кто всей исламской уммой признан имамом, обладателем мазхаба. Этот невежа, стремившийся выставить себя ученым в глазах религиозно безграмотных людей, ругает и унижает достоинство почтенных мухаддисов, которые вызубрили науку хадисов, выучили наизусть имена и предания тысячи повествователей хадисов, сотни тысяч хадисов. Эти недоучки поступают так по причине своей безграмотности, несмотря на то, что сами являются приверженцами мазхабов фикха. Они не поступали бы так, если имели знания. Они поступают так, чтобы взять верх над религиозно безграмотными людьми, чтобы показать себя знатоками, ибо любой, кто хоть что-то понимает в религии, абсолютно не воспримет их вздор.
Схожая картина наблюдается с теми, кто желает привлечь к себе внимание. Они стараются завоевать не довольство Аллаха, а внимание людей. Из-за сложности завоевания славы среди людей в обычной обстановке, они придерживаются правила ≪хочешь славы - делай все наоборот≫, начинают противоречить ученым во всем. Своей противоположной позицией они инициируют разногласия и скандалы среди мусульман, в обществе, в котором они живут сами. В результате будет причинен вред Исламу и мусульманам. Мусульмане терпели и терпят много мук тех, кто, не следуя этому хадису, применяет свое знание не ради довольства Аллаха, а ради завязывания бесполезных споров с учеными, чтобы показать себя, одерживая верх над религиозно безграмотными людьми.
Вместо того, чтобы полностью посвятить себя служению Исламу, они понапрасну затевают споры с учеными, посвятившими себя Исламу, становятся причиной остывания интереса людей к религии. Мы должны взывать себя к совести, должны бояться Аллаха. Ищущие знаний должны очистить, исправить и облагородить свои намерения. Ни в коем случае они не должны даже приблизиться к разным скандалам и интригам. Давайте не использовать знания ради привлечения к себе внимания людей, ради достижения славы. Давайте следовать данному Аллахом знанию и стремиться достичь довольства Всевышнего Аллаха.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.