Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Тому, кто призовет на праведный путь, воздастся столько же, сколько воздадутся тем, кто последовал за ним. Это нисколько не уменьшит их воздаяния. Тому, кто призовет к заблуждению, будет столько же греха, сколько будет грехов у тех, кто последовал за ним. Это нисколько не уменьшит из их грехов≫. Передали Муслим, Абу Давуд и Тирмизи.
Пояснение: Автор рахматуллахи алайхи открыл отдельную главу, чтобы доказать, что следы знаний будут храниться вечно, а обладатель знания получает воздаяния постоянно. Действительно, знание является в Исламе одним из деяний, непрерывно доставляющих воздаяния. Деяния, совершенные на пути знаний, никогда не будут напрасными. Напротив, его обладателя будутдостигать воздаяния даже после смерти. По мере изучения хадисов настоящей главы мы еще ближе ознакомимся с данными учениями. Этот хадис призывает овладеть знаниями и напутствовать людей на праведный путь. Наряду с этим, звучит призыв не становиться невежественным, призывающим людей к заблуждению.
≪Тому, кто призовет на праведный путь, воздастся столько же, сколько воздадутся тем, кто последовал за ним. Это нисколько не уменьшит их воздаяния≫. Ученый призвал людей к праведному деянию, которое воздастся в загробной жизни. Если несколько человек совершат это деяние по его призыву, ученому воздастся столько, сколько воздастся его последователям, причем воздаяния последователей нисколько не уменьшатся от этого. Какова полезность знаний! В дополнение к тому, что ученому будет воздана огромная награда за его призыв на праведный путь, ему еще будет воздано за каждое деяние, совершенное впоследствии его призыва. И пока будет существовать распространенное им знание, пока будут следовать этому знанию, до него будут доходить воздаяния, даже если он умрет. Но таков же будет результат в противоположном случае:
≪Тому, кто призовет к заблуждению, будет столько же греха, сколько будет грехов у тех, кто последовал за ним. Это нисколько не уменьшит из их грехов≫. Если невежа призовет людей к заблуждению, люди могут впасть в заблуждение, сбиться с пути и совершать грехи по причине его призыва ко злу. В таком случае помимо того, что на нем будет грех за призыв к заблуждению, на него возлагаются грехи тех, кто впал в заблуждение и согрешил из-за его призыва. При этом нисколько не уменьшатся грехи тех, кто совершил дурные деяния.
Следовательно, каждый мусульманин должен усердствовать в обретении знаний и призывать людей на праведный путь. Мусульманин не должен призывать людей к заблуждению и к греховным деяниям. Если он не может призвать к добру, то должен следовать за призывающими к доброму делу и помочь им по мере своих возможностей. Следует быть подальше от тех, кто призывает к заблуждению и ко злу, нельзя быть благосклонным к ним, также нужно и других призвать остерегаться их. Давайте не забывать о том, что знания останутся навечно. Всегда нужно стремиться быть ближе к знаниям, а также призывать людей к этому!
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.