Анасрадияллаху анху сказал:
≪Поистине, повествовать вам много хадисов меня воспрещает то, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Тот, кто намеренно измыслил обо мне ложь, пусть займет свое место в Аду≫. Передали четверо.
В предании Муслима: ≪Истинно, измышление обо мне лжи не подобно измышлению лжи о других. Кто решится на ложь обо мне, пусть займет свое место в Аду≫.
Пояснение: По данному преданию видно, насколько соблюдал адабы (благопристойности) знания Анас ибн Малик радияллаху анху Прослужив непрерывно десять лет у Пророка саллаллаху алайхи васаллам, этот почтенный сподвижник стал одним из тех, кто знал хадисы больше всех. Он обладал острым умом и сильной памятью, но несмотря на это, боялся греха сказать что-либо не сказанное Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и воздерживался повествовать много хадисов, опасаясь слов: ≪Тот, кто намеренно измыслил обо мне ложь, пусть займет свое место в Аду≫.
В Исламе запретна любая ложь (харам). С точки зрения Ислама лжец считается врагом Аллаха, человеком без иймана. Всевышний Аллах в Благородном Куръане говорит: ≪Поистине, измышляют ложь лишь те, которые не веруют в знамения Аллаха, и они и есть лжецы≫ (Сура ≪Нахл≫, аят 105). Следовательно, измышление лжи в отношении Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, выдавать не сказанное им за хадис, приписывать ему деяние, которое он не совершил, будет несоизмеримо великим грехом. Поэтому большинство улемов отмечают, что человек, посчитавший халалом измышление лжи в отношении Пророка саллаллаху алайхи васаллам, станет кафиром, потому что измышление лжи в отношении Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам есть не что иное, как измышление лжи в отношении Аллаха и Ислама.
По этой причине, каждый, кто считает себя мусульманином, должен говорить лишь только после обретения точных знаний по хадисам Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Говорить догадками и предположениями запрещено категорически. Мусульманин вообще не должен говорить о предполагаемых и недостоверных вещах. Нужно говорить лишь полностью удостоверившись во всем. Особенно следует быть осторожным, когда речь идет о религии и вероисповедании веры и вероубеждения, халала и харама, заповедей шариата, аятов и хадисов. Великий сподвижник Анас ибн Малик радияллаху анху должен служить в этом примером для нас всех. Каждый раз, перед тем как говорить что-либо, у нас в мыслях должно промелькнуть убеждение: ≪если мои слова окажутся ложью, то мне придется занимать свое место в аду≫.
Мы выражаем свое восхищение благопристойности в знаниях почтенного Анаса ибн Малика радияллаху анху и других сподвижников. Восхищаемся тем, как они, невзирая даже на то, что слышали хадисы непосредственно от самого Пророка саллаллаху алайхи васаллам, были осмотрительными. Наряду с этим, нас удивляет распутство и бестактность некоторых лиц нашей современности. Сами не различая аят от хадиса, они притязают на решение религиозных проблем. Такие лица подразделяются на несколько категорий. Некоторые поступают так, чтобы выразить свою враждебность к Исламу, к Посланнику Аллаха и к Куръану. Приведу пример из жизни. Один из слуг безбожного строя, преподававший предмет по безбожию, на своем уроке городил вздор, говоря ≪в Куръане сказано так - это порок, в Куръане сказано этак - это изъян ≫. Разумеется, никто не смел ему перечить.
На одном общем собрании тот безбожник вновь понес ту же ахинею. Тогда один из студентов, возразив, сказал: ≪Вы неоднократно обвиняете Ислам, аргументируя это аятами Благородного Куръана, однако в Куръане нет такого изречения, названного вами аятом. Вот у меня в руках Куръан, покажите фразу, о которой вы говорите≫. Распутник сказал, что он не владеет арабским языком. Студент отметил: ≪Если вы не знаете, то здесь найдутся знающие≫. В конце концов, распутник признался, что в действительности не знает, существует ли эта фраза в Куръане или нет. Этого было бы достаточно, чтобы оправиться, для человека, обладающего хоть каплей совести и стыда. Однако откуда взяться совести и стыду у нечестивца! Инсценировав отчисление того студента с учебы, он продолжил городить свою чепуху. Да, враги Ислама высказывались против Ислама, выдавая свои измышления за аят или хадис. Они начинали очернять Ислам, приписывая этой религии некоторые слова и действия невежественных людей.
На следующем месте стоят некоторые недоучки, которые пытаются показать себя. У них нет знания, они не знают ни аятов Куръана, ни хадиса. Если и знают, то совсем немного, малограмотно. Однако с целью привлечь к себе внимание масс, они высказывают все, что им заблагорассудится, не переставая говорить ≪Аллах сказал так, Пророк сказал этак≫. Эта категория также представляет собой опасность. Им следует быть более совестливыми и бояться Аллаха. Третья категория - это категория некоторых писарей, которые в своих статьях и выступлениях пытаются изложить вопросы Ислама, абсолютно не имея религиозного образования. Выставляя себя знатоками, они хотят напутствовать людей на правильный путь. Но в действительности они преследуют другую, корыстную цель. На самом деле, они стараются плести вздор с целью угодить определенным лицам, понравиться им, чтобы это пришлось им по душе. Используя смысловой перевод аята, они пытаются подстроить его под свои порочные идеи.
Также они относятся и к благородным хадисам. Глядя на их действия против Аллаха, Ислама и Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, поражаешься их беспечности. Эта категория также является весьма опасной. Лица, относящиеся к этим категориям, должны исправиться. Им следует соблюдать адабы знаний. Они должны прекратить свое распутство и непристойность. А мусульманской общественности необходимо особо остерегаться их, быть готовой к разоблачению их происков, чтобы никто не проявлял непристойность в отношении Аллаха, Ислама и Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Призывать всех к проявлению благовоспитанности и приличия является долгом каждого мусульманина.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.