Передается от Абу Хурайры радияллаху анху: ≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Кто устранит от правоверного одну из тягот этого мира, в Судный день Аллах устранит одну из его тягот. Кто облегчит дело бедняка, Аллах облегчит его дела и в этом, и в загробном мирах. Кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток как в этом, так и в загробном мирах. Пока раб божий помогает своему собрату, то и Аллах будет помогать ему. Если кто взойдет на путь поиска знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай. Если какая-либо община, собравшись в одном из домов Аллаха, читает Книгу Аллаха, изучает ее, воистину на них снизойдет сакийна (покой), их окутает милость, их окружат ангелы и Аллах будет упоминать о них наряду с присутствующими перед Собой. Того, кого отодвигает назад его деяние, не сможет продвинуть вперед его родовитость (происхождение)≫. Передали Муслим, АбуДавуд и Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис передает Абу Хурайра радияллаху анху. Автор рахматуллахи алайхи приводит этот хадис в книге знания, так как Пророк саллаллаху алайхи васаллам наряду с другими благими деяниями изложил в нем достоинства поиска знаний. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам упоминает о нескольких благих деяниях, которые должны выполнять мусульмане, а также о наградах, воздаваемых мусульманам, совершившим эти деяния. Этим он призывает свою умму нас с вами к совершению таких деяний. Давайте рассмотрим эти деяния и их результаты:
1. ≪Кто устранит от правоверного одну из тягот этого мира, в Судный день Аллах устранит одну из его тягот≫.
В этом благословенном изречении Пророка саллаллаху алайхи васаллам содержится призыв к каждому уверовавшему оказывать помощь в устранении трудностей, выпавших на долю другого верующего. В этом мире на долю людей часто выпадают различные переживания, трудности и тяготы. Человек, на чью долю выпали тяготы, ожидает помощи от своих близких. Ему одному нелегко выстоять против трудностей. Ислам призывает мусульман всегда жить на основе взаимопомощи, наставляет уделять отдельное внимание на тех, кто остался в трудном положении. Однако в настоящее время большинство избегаетчеловека, на чьи плечи свалились тяжести, не хочет разделить с ним его трудности. Напротив, околачивается вокруг того, кто находится среди благ, надеясь извлечь хоть какую выгоду из его благ. А это является поступком тех, кто продался обману никчемной материи этого мимолетного мира. Настоящий мусульманин - человек, заботящийся о загробном мире, будет следовать этому хадису, будет стараться устранить трудности, выпавшие на плечи своего собрата. Этим он устранит одну свою тяготу в Судный день. Получается, что он действовал не для кого-то, а для себя. Поэтому он не должен требовать за это благодарения от своего собрата, на кого выпали трудности, а должен благодарить его, говоря: ≪О брат мой, да воздаст тебе Аллах терпения, по твоей причине я избавился от одной тяжести Судного дня≫.
2. ≪Кто облегчит дело бедняка, Аллах облегчит его дела и в этом, и в загробном мирах≫.
В этом мире постоянно встречаются люди, живущие в трудном положении-бедности. Таким создан мир. И в мусульманском обществе встречаются те, которые находятся в тяжелом положении, нищете и безысходности. В хадисе ясно излагается, как должны относиться к таким лицам остальные мусульмане. Каждый мусульманин должен стремиться облегчить тяжесть своего собрата, живущего в бедноте. Если он испытывает трудности в одежде, то нужно купить ему одежду. Если испытывает трудности в пропитании, то нужно обеспечить его пропитание. Если испытывает трудности в поисках жилья, то мусульмане должны ему помочь обрести жилье, если же испытывает трудности в лечении, то должны помочь ему в этом и т.п. Помощь уверовавшему, который находится в трудном положении, на первый взгляд кажется оказанием помощи другому, хотя на самом деле здесь есть выгода для самого помогающего. Далще как-это выгодно в обоих мирах! Потому что за помощь, оказанную верующему в трудном положении, Аллах облегчит его дела как в этом, так и в загробном мирах.
3. ≪Кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток как в этом, так и в загробном мирах≫.
Как говорят наши ученые, сокрытие недостатка бывает материальным и моральным. Первое-сокрытие материальных недостатков, например, приобретение для кого-либо одежды, чтобы прикрыть тело, а моральное-это когда увидел человека за скверным действием и скрыл это от других, не рассказав никому. Такая ситуация встречается в жизни человека часто. Будет правильно, если люди, живущие в одном обществе, будут скрывать недостатки друг друга. Человек, ведая о том и не ведая, может совершать разные ошибки. Если он стремится скрыть совершенную свою ошибку, значит, в этом человеке есть доброе начало. Поэтому неприемлемо стремиться раскрыть его упущение, разглашая это всем. Если кто открыто совершает скверные и греховные действия, то нельзя от него ожидать хорошего. Человек, скрывший недостаток другого, на самом деле скроет свой недостаток. За этот поступок Всевышний Аллах скроет его недостаток как в этой, так и в загробной жизни. Совершенно очевидно, что если он разгласит чужой недостаток, другой человек или тот же самый, чей недостаток он разгласил, раскроет и его недостаток. По этой причине каждый член общества устремится разглашать недостатки другого. В результате между членами общества возникнет несогласие и вражда, общество потерпит крах.
4. ≪Пока раб божий помогает своему собрату, то и Аллах будет помогать ему≫.
Это означает, что если ты поможешь другому, Аллах поможет тебе. Потому как взаимная помощь улучшает взаимоотношения людей, превратит их в друзей, собратьев, научит устранять различные трудности вместе, совместными усилиями, сообща. Поэтому Ислам всегда призывает мусульман к взаимопомощи. Мусульманину, помогавшему своему собрату, обещается помощь в несколько раз больше. Немощный человек за свою немощную помощь своему собрату удостоится великой помощи Великого Аллаха. Поэтому человек, помогавший мусульманину, не должен требовать благодарности за оказанную помощь. Напротив, он должен благодарить собрата за то, что тот стал причиной достижения помощи Аллаха.
5. ≪Если кто взойдет на путь поиска знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай≫.
Наверное, нет более привлекающего призыва к знанию. Наивысшая цель каждого человека-это рай. Чтобы достичь рая, он готов на все, на любые трудности. А поиск знаний-это начало становления на пути в рай. Человек, идущий по пути знания, в конце наткнется на ворота рая, иншааллах! Будет кстати упомянуть об одном важном вопросе. Среди людей существуют некоторые недоразумения относительно знания, упомянутого в аятах и хадисах. Некоторые утверждают, что упомянутое в аятах и хадисах слово знание (≪илм≫) обозначает религиозные науки и знания. Это совершенно неверное суждение!
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.