Умар ибн ал-Хаттаб радияллаху анху рассказывал: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам говорил:
– Не восхваляйте меня в чрезмерной степени, как христиане восхваляют Ийсу ибн Марьям. Воистину, я – раб Аллаха!
И тогда асхабы воскликнули:
– И раб, и Посланник!»
Анас ибн Малик радияллаху анху рассказывал: «Некая женщина пришла к Пророку саллаллаху алайхи ва саллам и сказала, что у нее есть просьба к нему. Тогда он сказал ей: «Садись! Я сяду рядом с тобой на любой улице Медины, на
какой ты пожелаешь!»
Анас ибн Малик радияллаху анху рассказывал: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам посещал больных, принимал участие в похоронных обрядах, ездил на муле, не отказывал невольникам и ходил к ним в гости. В день Бани Курайза он сидел на муле, удила и седло которого были изготовлены из финиковых волокон».
Анас ибн Малик радияллаху анху рассказывал: «Пророка саллаллаху алайхи ва саллам приглашали в гости, где на столе был ячменный хлеб и масло, протухшее от долгого хранения. И он ходил в гости. У одного из иудеев хранилась кольчуга, оставленная в качестве залога. До самой кончины у него не было средств, чтобы выкупить ее».
Анас ибн Малик радияллаху анху рассказывал: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам совершил хадж, на верблюде сидя на сгнившем седле и в бархатной одежде, которая не стоила даже четырех дирхамов. При этом он молился: «О Господь! Окажи нам милость и дай возможность совершить хадж, далекий от самодовольствия и напускного
ханжества».
Анас ибн Малик радияллаху анху рассказывал: «Хотя мы больше всех любили Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам, при виде его мы не вставали на ноги, так как знали, что он недоволен этим».
Хасан ибн Али радияллаху анху рассказывал: «Хинд, сын моего дяди Абу Хала, был одним из людей, которые много описывали внешний вид и образ Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам. Я сильно хотел, чтобы он немного рассказал мне об этом. Хинд сказал мне однажды: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам был благородным человеком, и в глазах людей он был великолепен. Его лицо сияло, словно луна на четырнадцатую ночь». Так он со-
общил длинный хадис».
Хасан радияллаху анху рассказывал: «Я некоторое время не рассказывал этот хадис своему брату Хусейну. Когда позднее рассказал ему, то понял, что он узнал его раньше. Он расспросил нашего дядю Хинда ибн Абу Хала обо всем, о чем расспрашивал я. Кроме того, он расспросил отца о домашних адабах, об адабах вне дома и основных чертах поведения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам. Хусейн ничем не пренебрег. Он говорил мне: «Я спросил у отца об адабах, которые были в доме Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам. Отец рассказал мне: «Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам приходил домой, он делил время на три части. Одну часть времени он посвящал Аллаху, другую часть – семье и третью часть – себе. Затем свою часть времени он делил с людьми. В это время он встречался с предводителями асхабов и близкими, пришедшими к нему домой. Они затем сообщали людям о том, о
чем они узнали у него. Он никогда не жалел советов и напутствий людям. Время, отведенное людям, он организовывал следующим образом: среди людей, которые желали встретиться с ним, он отдавал предпочтение добродетельным людям. Более добродетельным людям он выделял больше времени, так как у некоторых была одна проблема, у других – две проблемы, а у некоторых – несколько проблем. Он уделял им время и заставлял их уделять время для себя и на полезные для общины дела. Например, они задавали ему вопросы, и он сообщал, что им нужно сделать или что нужно
предпринять. Он говорил: «Пусть присутствующие передадут отсутствующим то, что услышали от меня. Сообщите мне нужды людей, которые не могут рассказать мне, так как если кто-то доведет до правителя проблемы человека, который не имеет возможности сделать это сам, Аллах укрепит его ноги в Судный день». В его присутствии не говорили ничего, кроме вышесказанного (т.е. кроме вещей полезных для этого и иного миров), и сам он не признавал ничего, кроме этого.
Старшие сподвижники приходили к нему и оставались до тех пор, пока не получали от него знания, и уходили от него с
видом людей, которые укажут людям на благое».
Хусейн радияллаху анху рассказывал: «Я спросил у отца о том, что делал Пророк саллаллаху алайхи ва саллам, когда он выходил из дома. Отец сообщил мне: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам не говорил на темы, которые не интересовали его. Он сближал людей и не давал им возненавидеть друг друга. Он выказывал уважение к старшему человеку каждого племени и назначал его предводителем. Он не скупился на улыбку и показывал свою прекрасную
нравственность. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам расспрашивал об отсутствующих сподвижниках. Чтобы воспрепятствовать злодеяниям и помочь бедным, он расспрашивал старших сподвижников о положении людей. Хорошее называл хорошим и поддерживал это. Плохое называл плохим и не одобрял этого. Все его дела были организованы, и в них не было беспорядка и хаоса. Он никогда не пренебрегал воспитанием своих сподвижников, опасаясь, что они впадут в состояние беспечности или же проявят склонность к лени, и не смогут извлечь пользу из его нравственности и практических дел. К каждому делу он всегда готовился. Он не был небрежным в тех вопросах, когда нужно было восстановить чужие права, и никому не давал больше, чем тот заслужил. Самые лучшие люди приближались к нему, чтобы научиться полезным знаниям. Для него самыми достойными людьми были те, которые
больше всех делали наставлений людям в религиозных и мирских делах. Для него самыми ценными людьми были те, которые больше всех помогали нуждающимся людям».
Хусейн радияллаху анху рассказывал: «Я спросил у отца о собраниях Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам. Он сообщил мне: «Каждый раз, когда он вставал и садился, то обязательно поминал Аллаха. Когда он приходил к какому-либо собранию людей, он всегда садился на свободное место и приказывал всем поступать точно так же. Каждому, кто находился в его обществе, он улыбался или говорил доброе слово, или учил чему-либо полезному. Каждый, кто присутствовал в его обществе, из-за внимания, которое Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам оказал ему, считал себя самым близким ему человеком. Он терпеливо слушал каждого, кто говорил с ним или рассматривал какой-либо вопрос. Он не отделялся первым. Когда у него что-либо просили, и у него это было, он всегда давал это. Если же не было, он отвечал дружелюбными словами. Каждому он улыбался и к каждому человеку относился с добротой. Это дошло до такой степени, что он словно стал для всех отцом, и рядом с ним все были равны. Его собрание было собранием знаний, мягкости, стыдливости, надежности и терпения. На его собраниях не повышали голос и не осуждали скрытые от чужих людей ошибки. На его собраниях ошибки не распространялись, и все они оставались там. Его сподвижники были равны между собой, они не превозносились друг перед другом. Главным критерием превосходства у сподвижников была богобоязненность. Все асхабы были скромны. На его собраниях старшим выказывали уважение, младшим – доброту. Отдавали предпочтение нуждающимся людям, хотя при этом сами испытывали нужду. Присматривали за новенькими (чужими)».
Анас ибн Малик радияллаху анху рассказывал: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам сказал: «Если кто-то подарит мне баранью ножку, я приму этот дар. Если меня пригласят на баранью ножку, я всегда приду туда».
Джабир радияллаху анху рассказывал: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам пришел ко мне не на муле и не на чужеземном коне. Он пришел ко мне пешком».
Яхья ибн Абиль Хайсам аль-Аттар радияллаху анху рассказывал: «Я слышал от Юсуфа ибн Абдуллаха ибн Салама. Он сказал: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам дал мне имя Юсуф, посадил меня перед собой и погладил мою голову».
Анас ибн Малик радияллаху анху рассказывал: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам совершил хадж, на верблюде, сидя на прогнившем седле и в бархатной одежде, которая не стоила даже четырех дирхамов. При этом он молился: «О Господь! Окажи нам милость и дай возможность совершить хадж, далекий от самодовольствия и напускного ханжества».
Анас ибн Малик радияллаху анху рассказывал: «Один портной пригласил Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам на обед. Портной поставил перед ним ячменный хлеб и суп из высушенного на солнце мяса и тыквы. Вижу, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам ищет в супе куски тыквы. Он любил тыкву».
Сабит говорил, что он слышал, как Анас радияллаху анху сказал: «Если бы у меня была возможность добавлять тыкву в каждую пищу, то, начиная с того дня, я обязательно бы это делал».
Умрата радияллаху анха рассказывала: «Я спросила у Айши радияллаху анха:
– Что делал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам дома?
Она ответила:
– Дома он был таким же, как обыкновенные люди. Осматривал свои одежды, если нужно было, делал заплатки, зашивал, доил овец и сам делал свои дела».
Из книги Шамаили Мухаммадия.
Имам Тирмизи.