Например, в хадисе, переданном такими мухаддисами, как Ибн Маджа, Хàким и Абу Нуъайм, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Вам следует применять перед сном исмид (сурьму), он улучшает зрение и способствует росту ресниц».
Это не означает, что каждый мусульманин, имеющий проблемы со зрением, должен перед сном использовать сурьму исмид и в случае невыполнения этого станет грешником. Данные слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам носят рекомендательный характер и были сказаны им исходя из собственного опыта и условий того времени.
Безусловно, каждое слово Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в том числе и его высказывания в области врачевания (медицины), очень дороги для нас. Современная врачебная наука признает, что высказывания Пророка саллаллаху алайхи васаллам в области медицины являются чудом. Тем не менее научная действительность имеет свои правила. Все вещи должны называться своими именами. Особенно это касается религии — мы не имеем права относить к ней то, что не исходит от нее. Иначе применение сурьмы было бы принудительным для каждого мусульманина, тогда как в определенных обстоятельствах использование сурьмы может и не дать целебного эффекта.
Однако это также не означает, что медицина относится только к мирским делам и что Исламу не следует вмешиваться в нее. Относительно медицины в Исламе существует свое собственное учение. Следование этому учению считается для мусульман предпочтительным (матлуб).
В хадисе, переданном имамом Ахмадом, имамом Тирмизи, имамом Насаи, имамом Абу Давудом, имамом Ибн Маджа, имамом Хàкимом и имамом Ибн Хиббаном от Усамы ибн Шарика радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Исцеляйтесь, ибо какую бы болезнь ни дал Аллах, непременно Он дал и средство исцеления от нее».
В хадисе же, который передали имам Бухари и имам Ибн Маджа, сказано:
«Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он также ниспослал и средство исцеления от нее».
Эти поучения возлагают на мусульман обязанность стремиться к выздоровлению.
В хадисе, переданном имамом Бухари от Ибн Масъуда радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поистине, Аллах не заложил ваше исцеление в том, что Он Сам предписал харамным для вас».
Согласно этому хадису, мусульманину нельзя использовать в качестве лекарства средства, считающиеся в шариате харамом. Такие вопросы — это уже религия.
Однако все, что относится к практике медицинских специалистов — изготовление лекарств, диагностика заболеваний, определение методов лечения, назначение количества лекарства и способа его введения и т. п. является мирским делом.
Например, ошибочно утверждать, что грешно делать инъекции только потому, что во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам не было практики введения лекарств подобным путем.
«Сюда же относится изречение Пророка саллаллаху алайхи васаллам: “Вам следует использовать карабаира с белым пятном на лбу”. Эти слова были сказаны им исходя из опыта», — говорит Шах Валийуллах Дихлави в продолжение своих слов.
Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, переданные в этом хадисе, были высказаны как совет при выборе лошадей. И имамы-мухаддисы приводят этот хадис в своих книгах в главе о джихаде. Этот совет был дан Пророком саллаллаху алайхи васаллам исходя из условий времени, в которое он жил, из его личного опыта и, наконец, из существовавших тогда представлений о качествах лошадей. На самом деле, это был очень уместный совет, который принес тогда большую пользу.
Однако эти слова не обрели религиозной окраски и не превратились в религиозное положение, которое было бы обязательным для мусульман всех времен и всех краев. Конечно же, весьма приветствуется, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам оставил много подобных советов, основанных на опыте. Однако между такими изречениями и тем, что он говорил в качестве пророка, есть принципиальная разница. Обратимся к следующему примеру, который приводит выдающийся ученый Шах Валийуллах Дихлави рахматуллахи алайхи:
«К ним (к действиям и изречениям, не являющимся религиозным положением), также относится все то, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам предпринимал в целях решения повседневных потребностей и что необязательно для всей уммы. Подобно таким действиям, как приказ халифа о приведении войска в готовность, назначение отличительных знаков для вступающих в битву».
Безусловно, к мирской части джихада — военных действий, относятся такие важные мероприятия, как формирование войска для защиты от врага, подготовка и обеспечение войска всем необходимым снаряжением, осуществление и налаживание всех прочих нужных приготовлений. Никто не вправе утверждать, дескать, в книгах хадисов сказано о том, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отправлялся в поход верхом на верблюде и посему мы тоже должны поступать так же. Никто не может утверждать и то, что следуя Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, нужно применять в боевых действиях только копье и саблю, а использование других видов оружия противоречит сунне.
Что касается религиозной стороны данного вопроса, Ислам открыто изложил ее. Всевышний Аллах в Священном Куръане призывает мусульман остерегаться врагов и всегда быть начеку:
«О вы, которые уверовали! Соблюдайте осторожность и выступайте отрядами или выступайте вместе» (сура «Ниса», аят 71).
Этот священный аят считается одним из повелений Всевышнего Аллаха мусульманам по части усердствования. Согласно данному положению религии, мусульмане, избегая беспечности, всегда должны контролировать ситуацию и быть начеку.
В другом аяте Всевышний Аллах взывает к своим уверовавшим рабам, повелевая подготовить силу против потенциального врага:
«И подготовьте против них сколько сможете из мощи и из оседланных коней; ими устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них. Вы не знаете их, Аллах знает их» (сура «Анфал», аят 60).
Вместе с тем, наша религия установила и правила с приличиями, которые необходимо соблюдать во время битвы. Всевышний Аллах в Священном Куръане сказал:
«И сражайтесь на пути Аллаха с теми, которые сражаются с вами, и не преступайте! Поистине, Аллах не любит преступающих!» (сура «Бакара», аят 190).
По этому поводу существует и хадис от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
В хадисе, переданном имамом Муслимом, он алайхиссалам сказал:
«Не вероломствуйте в отношении трофеев. Не расчленяйте тела умерших. Не убивайте детей».
На эту тему — тему войны также существует и множество других хадисов, переданных от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам как выполнение им пророческой миссии.
В частности, в хадисе, переданном имамом Муслимом от Укбы ибн Àмира радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил:
«Да будет вам известно! Поистине, сила в стрельбе!»
В хадисе же, переданном имамом Абу Давудом, имамом Насаи и имамом Хàкимом от Укбы ибн Àмира радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Тот, кто, научившись стрелять, затем забудет (утратит свои навыки), тем самым проявит неблагодарность в отношении (данного ему) блага».
В хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Муслимом от Абу Мусы радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Тот, кто сражается ради преобладания слова Аллаха, он на пути Аллаха».
Мусульмане должны следовать этим благородным хадисам!
Таким образом, в нашей религии существуют поучения о различных сферах жизни человека, следование которым является долгом мусульман перед Аллахом. Те, кто не следует им, становятся грешниками. Вместе с тем, как мы поняли, существуют хадисы, связанные с обычными житейскими требованиями и опытом.
Эти изречения и деяния Пророка саллаллаху алайхи васаллам, основанные на его человеческих качествах, а также на других аналогичных факторах, не относящихся к его пророческой миссии, не воспринимались на уровне положений шариата. Улемы подробно осветили этот вопрос. По мере возможности мы также попытались изучить некоторые из изысканий на эту тему. Ин шаа Аллах, в последующих томах (джузах) настоящей серии «Хадисы и жизнь» мы постараемся еще подробнее осветить этот вопрос в контексте каждой отдельной темы.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.