Передается от Абу Кабши ал-Анмари радияллаху анху:
≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Клянусь тремя вещами: ≪Имущество раба божьего не убавится из-за милостыни. Если раб божий подвергся несправедливости и проявил терпение, то Аллах возвысит его достоинство. Если раб божий откроет дверь попрошайничества, Аллах откроет ему дверь нищеты≫ (или слово вроде этого). Расскажу вам хадис, выучите его наизусть: ≪Поистине, мир принадлежит четверым: Рабу, кого Аллах наделил состоянием и знанием. Он остерегается в нем своего Господа. Поддерживает им родственные связи. Знает в них право Аллаха. Это - наилучший из уровней. Рабу, кого Аллах наделил знанием, но не наделил состоянием. Он с искренним намерением говорит: ≪Если бы у меня было богатство, я бы тоже действовал как тот≫. Ему воздастся по его намерению. Награды обоих одинаковы. Рабу, кого Аллах наделил состоянием, но не наделил знаниями. Он, не имея знаний, растрачивает его куда попало. Не остерегается в нем своего Господа, не поддерживает родственные связи. Не знает в нем права Аллаха. Это наихудший из уровней. Рабу, кого Аллах не наделил ни знаниями, ни состоянием. Он говорит: ≪Если бы у меня было богатство, я бы совершал те же деяния, что и тот. Ему (будет воздано) по его намерению. Грехи обоих одинаковы≫. Передал Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис передал Абу Кабша ал-Анмари радияллаху анху. Познакомимся с ним: Его настоящее имя - Саъийд ибн Амр. Один из сподвижников. Жил в Сирии. Хадисы передал от Абу Бакра радияллаху анху. В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам краткими фразами передает очень важные истины. О важности этих истин свидетельствует высказанная им вначале клятва. В начале хадиса Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит: ≪Клянусь тремя вещами≫. Он никогда не клялся бы, если это не так важно. Что из себя представляют эти три вещи, которые заслуживают подтверждения клятвой Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?
1. ≪Имущество раба божьего не убавится из-за милостыни≫. Внешне кажется, что если раб божий пожертвует кому-либо из своего имущества милостыню, то его имущество уменьшится. Но на самом деле перед Аллахом оно умножится. Самое малое - не понесет урона. Всевышний Аллах ниспосылает благодать (барака) на имущество, из которого пожертвовали, и приумножает с другой стороны. А пожертвованное имущество лишь будет перенесено с этого мира в загробный мир. Когда Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам было сказано: ≪Осталась четверть мяса забитого животного, все остальное мы пожертвовали≫, Он саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Осталось все остальное, кроме четверти≫. Иншааллах, более подробно об этом речь пойдет в главе о достоинствах милостыни (подаяния).
2. ≪Если раб божий подвергся несправедливости и проявил терпение, то Аллах возвысит его достоинство≫. Это указывает на высокое достоинство угнетенного, который, имея возможность отомстить, прощает угнетавшего человека. Отвергать зло злодея долг каждого мусульманина. Однако, в личных вопросах будет достойным поступком простить злодея. Потому что в обществе, где отсутствует взаимное помилование, увеличится число беспорядков и угнетений. Между членами такого общества усилится атмосфера враждебности. В результате это общество придет в упадок. О достоинствах помилования также будет сказано в отдельной главе.
3. ≪Если раб божий откроет дверь попрошайничества, Аллах откроет ему дверь нищеты≫. Если человек, перейдя к легкому пути пропитания, будет лентяйничать, будет себе желать попрошайничества, Аллах наденет на него петлю нищенства. Ислам призывает людей к дозволенному (халал) пропитанию, добыванию его своим потом. Ислам осуждает проживать на подаяниях. Если даже и позволялось в Исламе просить милостыню, то это предусматривалось делать в безвыходных случаях, в непостыдной форме. Скверность прошения милостыни трактована во многих хадисах. Есть даже хадис с таким смыслом, что если просящий милостыню будет продолжать просить, каждый раз с его лица будет отрываться кусок его плоти и в День Суда он воскреснет без плоти на лице. Эта тема также к месту будет рассмотрена отдельно. После этого предложения в хадисе следует фраза ≪или слово вроде этого≫. Такая ситуация случается в некоторых повествованиях, хотя и бывает очень редко. Это называется колебанием (шак) повествователя, то есть повествователю показалось, что ему послышалось еще одно слово, с этим слово, но не дошло точно. Поэтому, чтобы быть объективным, он добавил в предание свои слова. Затем Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал слушавшим его сподвижникам: ≪Расскажу хадис, выучите его наизусть≫. Это также свидетельствует о том, что рассказываемый хадис является чрезвычайно важным. Давайте подробно рассмотрим, о каких еще мудростях пойдет речь в этом хадисе: ≪Поистине, мир принадлежит четверым≫.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.