Передается от АбуДарда радияллаху анху: ≪Я слышал, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Тому, кто вступит на путь поиска знаний, Аллах облегчит путь в Рай. Воистину, ангелы ради довольства ищущих знания распластают свои крылья на землю. Воистину, за алима будут просить истигфар (прощения грехов) те, кто в небесах и те, кто на земле, и даже рыбы в воде. Преимущество алима перед абидом подобно преимуществу луны перед всеми остальными звездами. Воистину, алимы являются наследниками пророков. Воистину, пророки не оставляли в наследство ни динар, ни дирхам. Воистину, они оставляли в наследство знание. Тот, кто взял его, взял великую долю≫. Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис передает Абу Дарда радияллаху анху. Познакомимся с ним: Уваймир ибн Малик ибн Кайс Ансари ал- Хазраджи (куня - Абу Дарда). Участвовал в битве при Ухуде и в других походах. Был знаменит своей храбростью и поклонениями. Один из мудрецов и богатырей уммы. Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам он был одним из собирателей Куръана. Был исламским побратимом с мухаджиром Салманом Фарси. Во времена правления Усмана ибн Аффана радияллаху анху был казием (судьей) в Сирии. Был одним из великих сподвижников, факихов Палестины. Всего он передал 179 хадисов.
Эти хадисы он взял от матери верующих Аиши и Зайда ибн Сабита. От него передавали его сын Билал и его жена Умму Дарда. Собранные им хадисы включили в свои книги три автора сборников ≪Сахих≫. Один из великих людей, Масрук говорил: ≪Я нашел знания от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам у шестерых человек, одним из них является Абу Дарда≫. Абу Дарда радияллаху анху умер в 32 году хиджры в Дамаске. Наряду с преимуществами поиска знания Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам также излагает достоинства знания и достоинства ученого, обладающего знанием. Абу Дарда последние свои годы прожил в Дамаске. Однажды к нему пришел один из жителей Медины. Абу Дарда спросил его: ≪Что привело тебя сюда?≫
Тот сказал: ≪Меня привел только один хадис, который я услышал от тебя≫. Вот тогда Абу Дарда рассказал этот хадис. ≪Тому, кто вступит на путь поиска знаний, Аллах облегчит путь в Рай≫. Схожее по смыслу предложение было в предыдущем хадисе: ≪Воистину, ангелы ради довольства ищущих знания распластают свои крылья на землю≫. В других преданиях сказано ≪распластают крылья под их ногами≫. В еще одном предании сказано, что ангелы ≪перестанут летать и окружат занятых знанием людей, постараются позаимствовать из их милости и света≫. Как бы то ни было, это указывает, что в Исламе ученые ценятся высоко, что поиск знания является достижением великого статуса. ≪Воистину, за алима будут просить истигфар (прощения грехов) те, кто в небесах и те, кто на земле, и даже рыбы в воде≫. ≪Существа в небесах≫ - это ангелы. ≪Существа на земле≫ - люди, джинны и животные. А просить истигфар - это молиться за кого-либо, прося Аллаха просить его. Аллах любит ученого за то, что он получил знание и призвал людей на путь Аллаха, наставил их на путь верования. Именно поэтому Он вселяет любовь к этому ученому на ангелов и на все создания.
А это показывает, насколько высоко достоинство религиозного ученого. ≪Преимущество алима перед абидом подобно преимуществу луны перед всеми остальными звездами≫. Алим глубоко знает религиозные знания. Абид- много поклоняющийся, постоянно занятый поклонением для себя человек. Смотрящему в небо луна кажется большой, она освещает землю. Звезды кажутся маленькими, и на взгляд они едва освещают пространство вокруг себя. Человек, который смотрит на небо в темную ночь, сразу поймет, насколько луна имеет преимущество перед звездами. Таково же преимущество алима перед абидом. Если абиды, как и звезды, излучают освещение только вокруг себя, то алим, подобно тому, как луна излучает свет в темную ночь, излучает свет наставления Ислама людям, находящимся в кромешной тьме невежества.
Если от абида будет польза только ему самому, то от алима будет польза всем. ≪Воистину, алимы являются наследниками пророков≫. Сама эта фраза свидетельствует о том, что здесь речь идет об ученых религии. Значит, наши алимы не являются простыми людьми, а являются наследниками пророков. ≪Воистину, пророки не оставляли в наследство ни динар, ни дирхам≫. Потому как Аллах им не давал богатств. Всевышний Аллах давал им знание. Именно поэтому: ≪Воистину, они оставляли в наследство знание ≫. В том числе, наш Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам также оставил в наследство только знание. ≪Тот, кто взял его, взял великую долю≫.
Если человек взял знание, оставшееся от пророков в наследство, значит, он взял великое благоденствие. Может ли быть больше благоденствия, чем наследство от пророков?! Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Необходимо идти по пути поиска знаний.
2. Тем, кто на пути поиска знаний, Аллах облегчит путь в рай.
3. Ангелы, чтобы добиться довольства ищущих знания, расстилают свои крылья под их ногами, перестав летать и окружив их, постараются насладиться из окутавшей их милости.
4. За алима молятся небесные существа - ангелы.
5. За алима молятся земные существа - сознательные, не потерявшие человечность люди, джинны и животные.
6. За алима молятся даже рыбы в воде.
7. Алим имеет многократное преимущество перед абидом.
8. Религиозные ученые являются наследниками пророков.
9. Пророки не оставляли в наследство динар или дирхем.
10. Пророки оставляли в наследство только знание.
11. Получать религиозные знания, оставленные в наследство пророками, означает получать величайшее благоденствие. Теперь сравним смысл этого хадиса с действительностью нашей жизни.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.