Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху: ≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Поистине, Аллах не вырывает знание у Своих рабов вырыванием. Однако вырывает знание вырыванием (душ) ученых, до тех пор, пока не останется ученых. И люди будут держаться за невежественных руководителей. Так, у них будет спрошено. Они же будут давать фетву без знания. Так они впадут в заблуждение и введут в заблуждение (других)≫. Передали два шейха и Тирмизи.
Пояснение: С Абдуллахом ибн Амром радияллаху анху мы знакомы. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам повествует о том, каким образом будут исчезать шариатские знания и к чему это приведет. ≪Поистине, Аллах не вырывает знание у Своих рабов вырыванием≫. Сегодня шариатское знание все еще существует среди людей. Придет время и оно исчезнет. Знания не исчезнут в одночасье, сами по себе. ≪Однако вырывает знание вырыванием (душ) ученых≫. По воле Аллаха ученых станет все меньше и меньше, вплоть до их полного исчезновения. Когда их места не будут восполняться новыми учеными, постепенно исчезнет и знание. Это в свою очередь приведет к фатальным последствиям. ≪До тех пор, пока не останется ученых. И люди будут держаться за невежественных руководителей ≫. Ученые будут умирать, а их места не восполняются.
Люди останутся без предводителей и выберут себе в руководители человека, не обладающего знанием, не ведающего о шариате. ≪Так, у них будет спрошено≫. Но потребность в знаниях остается и люди будут спрашивать фетвы у тех самых руководителей- невежд. ≪Они же будут давать фетву без знания≫. Это очень опасная ситуация. Невежественный, не обладающий знанием человек стал руководителем мусульман. В жизни мусульман всегда появляются все новые и новые проблемы, возникают различные вопросы. Они спросят о них у своего руководителя. Невежественный руководитель считает зазорным признать, что он не может решить этот вопрос. У него не хватит храбрости признать, что не обладает знанием. Он начинает говорить все, что ему вздумается, полагая ≪раз люди признают меня руководителем, спрашивают у меня фетву, значит я и являюсь руководителем и значит, я знаю≫. В результате: ≪Так они впадут в заблуждение и введут в заблуждение (других)≫.
Говорить то, чего не знаешь, уже само по себе будет заблуждением, великим грехом. Называть что- либо неправильное положением шариата, не зная его указаний, является неописуемым заблуждением. Ошибки, допускаемые в других сферах, не касающихся вопросов религии и шариата, могут нанести ущерб некоторым делам этого мира. Однако, невежественными высказываниями о шариате можно предать огню как мирскую, так и загробную жизнь. Вопросы шариата касаются дозволенного и недозволенного, воздаяния и греха, рая и ада. Выдавая фетву по вопросам шариата, не обладая соответствующим знанием, человек сам впадает в глубокое заблуждение. К тому же, он введет в заблуждение и других людей, которые последовали за этой фетвой. Его неверная фетва испортит все. Ссылаясь на него, люди будут передавать и распространять между собой ошибочную фетву. В результате заблуждение распространится повсюду.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Всевышний Аллах не выдернет (отнимет) шариатские знания из среды людей разом.
2. Смерть ученых станет причиной исчезновения знаний.
3. Нельзя брать себе в руководители невежественных людей.
4. Нельзя давать фетву в делах шариата, не имея соответствующие знания.
5. При руководстве невежественных людей распространится заблуждение.
А теперь сопоставим этот хадис с действительностью нашей жизни. Этот благословенный хадис Пророка саллаллаху алайхи васаллам является чудом, что отчетливо проявилось в жизни некоторых мусульманских народов. Ученые этих народов были убиты, заключены в тюрьмы либо сосланы. А те, которые остались, постепенно состарившись, покинули этот мир. В результате в тех странах исчезло настоящее шариатское знание. Каждая уважающая себя нация должна по достоинству оценить своих ученых, воспользоваться настоящими учеными на благо религии и вероисповедания, веры и вероубеждения, страны и ее народа. Наличие таких людей является счастьем для каждого народа, для каждой нации. С их уходом из этого мира уйдет и это счастье.
Недаром сказано: ≪Смерть ученого - смерть всего мира≫. Каждая сознательная нация делала и будет делать все возможное, чтобы у нее всегда были ученые на достаточном уровне для удовлетворения ее потребностей. Любая нация, не сделавшая этого, собьется с пути и впадет в заблуждение под правлением невежества. Если у человека, который не знаком с шариатскими знаниями в достаточной мере, спросят о чем-либо по шариату и он ответит ≪я не знаю это≫, то это лучше, чем отвечать предположительно. Потому что для выведения фетв по вопросам шариата не требуется духовного сана либо красивой чалмы. Чести давать фетвы удостаивается лишь богобоязненный, правдивый человек, следующий своим знаниям, изучивший науки шариата и получивший разрешение от учителей этих наук. Именно таких людей мусульманам необходимо почитать как ученых, именно у них они должны истребовать фетвы и получать наставления. Следует остерегаться тех, кто не до конца выучив пять-шесть сур из Куръана и изучив у кого-то смысл двух-трех хадисов, стремится показать себя ученым.
Точно также знание арабского языка либо поездка в некоторые арабские страны не дают человеку право выдавать фетвы по вопросам шариата. Быть арабом или одеваться как арабы, проживание в почитаемых святых местах также не свидетельствуют об ученой степени человека. Ибо, очень много таких людей, известных своим невежеством! Также ни к чему хорошему не приведет пропитывание подряд каждой попавшейся под руки книги, считая, что ≪вся истина находится здесь≫. Очень многое зависит и от умения разбираться в том, чью и какого направления книгу стоит прочесть. В этом вопросе также нужно быть осторожным, потому что от имени некоторых ученых в мусульманских странах распространяется множество вредоносных, сомнительных и неизвестных книг с целью рассеивания смуты среди мусульман и нанесения удара по религии.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.