51. Ибн Умару радияллаху анху (кто-то) сказал:
«Поистине, в наших краях действительно появились люди, которые читают Куръан и скрупулезно ищут знания». И он упомянул о них: «Поистине, они ручаются, что нет кадара (предустановления) и, поистине, деяние не предустановлено».
(Ибн Умар) сказал:
— Когда же встретишь их, сообщи им, что, поистине, я непричастен к ним. И что поистине, они непричастны ко мне. И клянусь Тем, Которым клянется Абдуллах ибн Умар, поистине, даже если у одного из них будет золото с гору Ухуд и он израсходует (пожертвует) его, не примет Аллах от него, пока он не уверует в предустановление».
Передали Муслим и Абу Давуд.
Пояснение: В этом хадисе приводится содержание разговора великого сподвижника Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху с некоторыми людьми. Здесь нет ни ссылки на Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, ни его слов, однако передан смысл его хадисов. Этот ривайат включен в ряды хадисов с учетом того, что обычно такие почтенные сподвижники, в частности как Абдуллах ибн Умар радияллаху анху, в подобных вопросах не высказывали собственное мнение, а опирались на услышанное от Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Кто-то из людей сказал Абдуллаху ибн Умару радияллаху анху:
«Поистине, в наших краях действительно появились люди, которые читают Куръан и скрупулезно ищут знания».
Из смысла этих слов видно, что говорящий прибыл из другого региона. Воспользовавшись встречей с таким выдающимся человеком, как Абдуллах ибн Умар радияллаху анху, он решил спросить о том, что его волновало. Его слова о том, что в его краях появилась группа людей, свидетельствуют о появлении там сторонников нового учения. Затем он начинает описывать их: «...читают Куръан».
Куръан читают все мусульмане. Однако упоминание говорящим о чтении этими людьми Куръана свидетельствует о том, что, по его мнению, от людей, читающих Куръан, не должно исходить ничего дурного. И в самом деле, благодаря благоговейному почитанию Священного Куръана мусульмане очень уважительно относятся к каждому, кто читает Куръан. Некоторые же корыстные люди, в особенности те, кто пытается незаслуженно завоевать себе известность и популярность, стараются воспользоваться этой слабостью мусульман — они стремятся показать себя больше всех читающими и знающими Куръан.
«...скрупулезно ищут знания».
Они пытаются изыскать незнакомые другим наиболее глубокие вопросы исламского вероучения. Это одно из главных качеств людей, порождающих бидъу (новшества в Исламе) и искажающих вероучение. Они постоянно находят какие-то неизвестные книги и поднимают вопросы, которые не приходят в голову другим. Они стремятся выставлять себя последователями Куръана и учеными.
«И он упомянул о них: “Поистине, они ручаются, что нет кадара (предустановления) и поистине, деяние не предустановлено”».
Отсюда следует, что указанные люди не верят в предустановление Всевышнего Аллаха. Они утверждают, что каждое деяние творится только тогда, когда оно совершается, чем отрицают безграничность знания Всевышнего Аллаха. После этого описания, Абдуллах ибн Умар радияллаху анху понял, о ком идет речь, и сказал собеседнику:
«Когда же встретишь их, сообщи им, что, поистине, я непричастен к ним».
Ибн Умар радияллаху анху не считает себя их единомышленниками, как и они не считают его своим единомышленником.
«И что поистине, они непричастны ко мне. И клянусь Тем, Которым клянется Абдуллах ибн Умар, поистине, даже если у одного из них будет золото с гору Ухуд и он израсходует (пожертвует) его, не примет Аллах от него, пока он не уверует в предустановление».
То есть если даже у этих людей, не верующих в предустановление Всевышнего Аллаха, было бы золота размером с гору Ухуд и они пожертвовали его во имя Аллаха, Всевышний Аллах не примет это пожертвование, ибо ничто не будет принято от не верующих в предустановление Всевышнего Аллаха, а значит — отрицающих тавхид.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Полезно спрашивать у ученого человека о нужных вещах при встрече с ним.
2. Сторонники лжеучений могут прикрываться тем, что читают Куръан.
3. Сторонники лжеучений могут прикрываться стремлением к получению знаний.
4. Правоверный мусульманин, услышав о последователях лжеучения, должен сразу же объявить о своем негативном отношении к этому учению.
5. Допустимо заверение смысла своих слов клятвой именем Всевышнего Аллаха.
6. Деяния человека, не верующего в предустановление Всевышнего Аллаха, не принимаются.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.