О важности истин, заключенных в данном хадисе и их актуальности для человечества можно говорить бесконечно. Но если не останавливать творящих злодеяния, в конце концов, это приведет к бедствию не только любое общество, но и все человечество.
17. Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— О сонм женщин! Давайте милостыню, и просите больше истигфар (прошение прощения), ведь поистине, я увидел, что вы — большинство обитателей ада.
Тогда сказала из них более красноречивая женщина:
— А что с нами, о Посланник Аллаха, (что мы) — большинство обитателей ада?
Он сказал:
— Проклинаете много и проявляете неблагодарность к мужьям. И не видел я несовершенных в разуме и в религии, подобных вам, чтобы превосходили обладателя ума!
Сказала та:
— О Посланник Аллаха, а что такое несовершенство в разуме и в религии?
Сказал:
— Что касается несовершенства в разуме — это свидетельство двух женщин приравнивается к свидетельству одного мужчины. А это — несовершенство в разуме. Проводите несколько ночей, не совершая намаз и не постясь в Рамадане. А это несовершенство в религии».
Словами Бухари сказано:
«Разве (женщина) при месячных не прекращает совершать намаз и поститься?
Сказали:
— Да.
Сказал:
— А это из несовершенства в ее религии».
Передали пятеро.
Пояснение: С Абдуллахом ибн Умаром радияллаху анху мы познакомились ранее. В дополнение мы должны отметить, что в наших книгах под Ибн Умаром подразумевается только Абдуллах ибн Умар. Точно так же под Ибн Масъудом подразумевается Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху.
В данном хадисе говорится, что прекращение женщиной намаза и поста во время месячных является проявлением несовершенства в делах религии, и это обстоятельство важно для нас в целях доказательства существования различных степеней иймана.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам уделял особое внимание воспитанию женщин в духе Ислама. Он всегда призывал мусульманок к знаниям, проводил отдельные собрания для женщин, давал им наставления. Именно во время одного из таких собраний Пророк саллаллаху алайхи васаллам, обращаясь к мусульманкам, сказал: «О сонм женщин! Давайте милостыню, и просите больше истигфар(прошение прощения), ведь поистине, я увидел, что вы — большинство обитателей ада».
В ночь Исра (Миъраджа)[1] Пророку саллаллаху алайхи васаллам были показаны многие сокровенные явления (гайб), в том числе ад. Он увидел, что большинство его обитателей — женщины. Здесь он как раз говорит о том, что видел в ту ночь. Для того, чтобы спастись от ада, он призывает женщин больше давать милостыню и молить о прощении.
В этой ситуации проявляется, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является истинным Пророком, милосердным и заботливым руководителем. Он открыто говорит, что знает, и беспокоится о том, чтобы наставить женщин на правильный путь и сделать их счастливыми.
Только истинный муршид (духовный наставник) говорит то, что есть на самом деле. Наряду с информацией о том, что в ад попадет много женщин, Пророк саллаллаху алайхи васаллам также указывает на то, что одним из способов спасения от этой беды является раздача милостыни и увеличение молитв о прощении.
Услышавшие это известие сподвижницы своим поведением подтвердили, что они являются истинными правоверными мусульманками, достойными, разумными женщинами. Они не стали поднимать шума, проявляя недовольство, а восприняли слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам со смирением. В то же время, для того, чтобы узнать о способах спасения от той беды, о которой им было сообщено, и как избежать ада, одна из них спросила о том, почему женщины попадают в ад больше:
«Тогда сказала из них более красноречивая женщина:
— А что с нами, о Посланник Аллаха, (что мы) — большинство обитателей ада?».
Обратите внимание на тактичность заданного вопроса. В нем не говорится: «Почему это именно мы больше попадаем в ад?», или что-либо в этом роде, а говорится: «Что же с нами не так?». Это означает: «Видимо, у нас есть какая-то вина, которая привела к этому, можно ли нам узнать, в чем она заключается?». На что Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил: «Проклинаете много и проявляете неблагодарность к мужьям».
Вы оказываетесь в таком положении из-за того, что часто проклинаете людей и плохо относитесь к своим мужьям. Это призыв к мусульманкам избегать произнесения проклятий и стремиться добиваться довольства своих мужей.
Ввиду того, что отношения между полами нередко портятся из-за эгоизма и превознесения, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам также говорит: «И не видел я несовершенных в разуме и в религии, подобных вам, чтобы превосходили обладателя ума!»
Иначе говоря, странно, когда вы пытаетесь поставить себя выше благоразумных мужчин, не обладая достаточным для этого разумением и совершенством в делах религии.
Здесь сподвижницы снова демонстрируют пример воспитанности. Смиренно восприняв слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам, они не стали впадать в гордыню, а почтительно задали уточняющий вопрос. Для того, чтобы узнать причину такого положения,
«Сказала:
— О Посланник Аллаха, а что такое несовершенство в разуме и в религии»?
В этом тактичном вопросе нет протеста и нет выяснения, почему это так, а есть только скромное желание уточнить смысл сказанного. Он означает: «Мы признаем, что в разуме и делах религии женщин имеется недостаток по сравнению с благоразумными мужчинами, но можно ли нам теперь узнать, в чем проявляются эти недостатки?».
На этот вопрос Пророк саллаллаху алайхи васаллам дал подробный ответ: «Свидетельство двух женщин приравнивается к свидетельству одного мужчины. А это — несовершенство в разуме».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам привел самый доступный и понятный на тот момент для женщин пример из положений шариата. Всевышний Аллах установил так, что в некоторых вопросах свидетельство одного мужчины и двух женщин равносильно свидетельству двух мужчин. В этом положении, несомненно, приняты во внимание особенности женщины, ее более эмоциональный склад.
В делах брака и развода женщины в силу личного сопереживания по ситуации могут поддаться своим чувствам и принять свои убеждения за факты. Неустойчивое эмоциональное поведение случается у многих женщин в первые дни месячных, и не все могут это преодолеть.
Кроме того, женщины отличаются большей, чем мужчины, скромностью, стыдливостью, застенчивостью, в большей мере переживают за чистоту своей репутации, что иногда может препятствовать изложению и рассмотрению в суде каких-то моментов частной жизни, и долг мужчин — уберечь женщин от ошибок в этих делах. Вообще в Исламе женщина может присутствовать и участвовать не во всех жизненных ситуациях. Поэтому при свидетельствовании о чем-либо она может ошибиться.
Однако в спокойной ситуации свидетельство женщины равноценно мужчине, поэтому для подстраховки и привлекается вторая женщина, так что, если обе свидетельствуют одинаково, то вышеперечисленные особенности не окажут негативного влияния на чистоту их свидетельства. О том же, что две женщины могут дополнить другу друга, говорится и в священном аяте.
[1] Исра (اسراء) — досл. «водить ночью», «перенесение ночью»; так называется перенесение Всевышним Аллахом Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам в одну из ночей из Масджидул Харам — Заповедной Мечети в Мекке в Заповедную Мечеть Акса в Куддусуш Шарифе (Иерусалиме).
Миърадж (معراج) — досл. «вознесение»; подразумевается восхождение Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам из Байтул Макдиса до Сидратул Мунтаха за седьмым небом, к Аллаху.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.