Наряду с вышеупомянутыми науками появились и другие научные направления. Обобщенно они называются Улумул хадис (науки о хадисах). Ознакомим вас с некоторыми из них.
1. Учение о сподвижниках.
Ученые-специалисты данной науки изучили всех сподвижников, то есть тех, кто, уверовав в Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, лично видел его при жизни. В истории человечества единомышленники ни одного из предводителей не были изучены так досконально и полноценно, как сподвижники Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Была подробно изучена жизнь каждого, кто уверовал в него и общался с ним. Это означает, что были установлены, изучены и записаны их имена, имена их отцов, история жизни, время принятия Ислама, их деяния и поступки и многое другое.
Ученые изучали почтенных сподвижников, условно разделив их на двенадцать категорий. Были установлены личности всех — от принявших Ислам в Мекке до тех, кто видел Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам будучи ребенком.
Из наиболее известных книг данного направления можно назвать «Табакатул Кубра» Ибн Саъда, «Асадул Габа фии маърифати сахаба» Ибн Асира, «Ал-Истийъаб фии асмаи асхаб» Ибн Хаджара.
2. Учение о табиъинах.
Ученые подробно изучили и написали книги не только о самих сподвижниках, но и о тех, кто видел их — табиъинах. Ибо умение различать сподвижников, табиъинов и табаъ табиъинов (третье поколение мусульман) очень важно для тех, кто занимается изучением хадисов.
3. Учение о фикхе хадисов (правовые аспекты сунны).
Это наука о принципах выведения из хадисов правовых заключений — положений фикха. В данной области своими достижениями прославились Ибн Шихаб аз-Зухри, Абдуррахман ибн Амр Авзаъи, Абдуллах ибн Мубарак, Суфян ибн Уяйна, Ахмад ибн Ханбал и другие мухаддисы.
4. Наука об определении отменяющих и отмененных хадисов (насих и мансух).[1]
Эта наука является очень важной, поскольку отмененные хадисы становятся недействующими, то есть не требуется их соблюдение.
5. Наука о противоречащих друг другу хадисах и их смыслах.
6. Наука о мазхабах мухаддисов.
7. Наука о вымышленных хадисах и тех, кто их измышлял.
Об этом также написано много книг. Хафиз Абул Фарадж Джавзи, Абу Амр ибн Бадр ал-Мусили, Ибн Тахир ал-Макдиси, имам ас-Суюти, Али Кари ал-Ханафи и многие другие ученые написали об этом немало книг, сделав благое дело.
Теперь же рассмотрим категории и степени книг хадисов, написанных по данным наукам.
1. Книги «Сахих».
О первых книгах этой категории — сборниках «Сахих» имама Бухари и имама Муслима мы уже упоминали. Эти книги включают в себя только достоверные хадисы. Мухаддисы, подобные Ибн Хузайме, также написали свои сборники «Сахих», однако по своему уровню они уступают книгам имама Бухари и Муслима.
Степени «сахихов»:
Хадисы сахих, в зависимости от личностей, присутствующих в их санаде, имеют три степени:
а) Хадисы высшей степени;
Такие сахих-хадисы, как правило, переданы самыми достоверными (сахих) санадами. Например: «Передан от Малика, он — от Нафиъ, он — от Ибн Умара». Этот санад считается самым достоверным санадом, а переданный таким санадом хадис, если является «сахихом» (достоверным), считается хадисом наивысшей степени.
б) Хадисы, по степени ниже высшего;
Степень передавших такие хадисы людей несколько уступает степени предыдущих. Например: «Передан от Хаммада ибн Саламы, он — от Сабита, тот — от Анаса».
в) Хадисы, по степени ниже предыдущего.
Такие хадисы, как правило, переданы людьми, кто по степени обладал минимальным уровнем качеств сика (надежности). Например: «Передан от Сухайла ибн Абу Салиха, он — от своего отца, тот — от Абу Хурайры». Такой санад считается санадом сахих третьей степени.
Сахих-хадисы подразделяются на семь уровней в зависимости от сборников, в которые они включены:
1. Хадисы, по которым имам Бухари и имам Муслим единодушны, считаются хадисами высшей степени.
2. Хадисы, переданные только имамом Бухари.
3. Хадисы, переданные только имамом Муслимом.
4. Хадисы, которые отвечают всем требованиям имама Бухари и имама Муслима, но не опубликованные ими, то есть не включенные в их книги.
5. Хадисы, которые отвечают требованиям имама Бухари, но представлены другим лицом, а не Бухари.
6. Хадисы, которые отвечают требованиям имама Муслима, но не представлены им самим.
7. Хадисы, считающиеся сахихами (достоверными) у других мухаддисов, помимо имама Бухари и имама Муслима.
Например, хадисы, которые представляли Ибн Хузайма, Ибн Хиббан или люди, которые представляли хадисы согласно требованиям их обоих либо одного из них.
[1] Насих (ناسخ) — досл. «удаляющий», «стирающий»; в терминологии шариата «отменяющий» — шариатское доказательство, отменившее предыдущее шариатское положение. Мансух (منسوخ)— досл. «удаленный», «стертый»; в терминологии шариата — «отмененный», то есть шариатское положение, которое было отменено последовавшим за ним другим шариатским аргументом.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.