71. Передается от Зайда ибн Аркама радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, я — оставляющий среди вас то, чего если будете держаться, никогда не впадете в заблуждение после меня. Одно из них (двух) величественнее другого. Книга Аллаха — вервь, протянутая с небес до земли. И моя итра — мои домочадцы. И они оба никогда не отделятся друг от друга до тех пор, пока придут ко мне к Пруду. Подумайте же, как вы будете замещать меня в них обеих».
Передали Тирмизи и Муслим.
Пояснение: Сначала познакомимся с Зайдом ибн Аркамом радияллаху анху, от которого передан этот хадис. Зайд ибн Аркам Хазраджи ал-Ансари (его кунйа — Абу Умар) участвовал вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в 17 сражениях. В день сражения Хандак он был среди первых. Он также участвовал в битве Сиффин вместе с Али радияллаху анху.
Зайд ибн Аркам радияллаху анху передал 70 хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он умер в 68 году хиджры в Куфе, через некоторое время после убийства имама Хусейна.
В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам после Куръана упоминает свою «итру». Слово «итра» означает близкую родню. Сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам наряду с «итрой» также называет своих близких, людей своего дома. О том, кто является людьми его дома и об их достоинствах будет рассказано в «Книге о достоинствах». Пока же достаточно сказать, что по мазхабу Ахлус сунна вал джамаъа «ахлу байт» («домочадцы Пророка саллаллаху алайхи васаллам») — это потомки Али и Фатимы, потомки Аббаса, Джаъфара и Акийла радияллаху анхум.
В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам подчеркивает, что каждый мусульманин вместе с твердым следованием Куръану также должен крепко держаться его близких, слушать их наставления и подчиняться их указаниям. Это обязанность каждого мусульманина, поскольку близкие Пророка саллаллаху алайхи васаллам всегда призывали мусульман следовать Куръану и сунне и сами в этом всегда были примером для других. Именно поэтому Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит:
«И они оба никогда не отделятся друг от друга до тех пор, пока придут ко мне к Пруду».
Здесь говорится о Пруде Пророка саллаллаху алайхи васаллам в Судный день. Вплоть до Судного дня близкие Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не разлучатся со священным Куръаном. В конце хадиса Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит:
«Подумайте же, как вы будете замещать меня в них обеих».
Иными словами, подумайте, что вы должны делать в качестве моих последователей относительно Куръана и моих близких, будьте осторожны. Этому указанию Пророка саллаллаху алайхи васаллам верны в полной мере только последователи мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа. Остальные же совершили ошибки, уклоняясь то в одну сторону, то в другую.
Одни принижали тех, кто относится к ахлу байт (близких Пророка саллаллаху алайхи васаллам), оскорбляли их. Они, как минимум, считали себя равными им и не ценили их. Другие же, наоборот, чуть ли не обожествили их и продолжают возвеличивать близких Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам так, как не велел ни Всевышний Аллах, ни Пророк саллаллаху алайхи васаллам, ни они сами. Поддавшись чрезмерности в этом, они объявляют других сподвижников кафирами, то есть совершают ошибки одну за другой. Они считают, что уважение к близким Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам заключается в сооружении зданий над их могилами, паломничестве к ним, воспевании их и проклятии тех, кто не присоединяется к ним в этих делах. Однако последователи мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа твердо следуют линии близких Пророка саллаллаху алайхи васаллам в их приверженности Куръану и почитают их за это.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Пророк саллаллаху алайхи васаллам оставил своей умме Куръан и своих близких (ахлу байт).
2. Тот, кто будет крепко держаться оставленных Пророком саллаллаху алайхи васаллам этих двух вещей, никогда не окажется в заблуждении.
3. Эти две вещи превосходят друг друга в величии и достоинствах.
4. Куръан — это вервь Аллаха между небесами и землей.
5. Куръан и близкие Пророка саллаллаху алайхи васаллам неотделимы вплоть до Судного дня.
6. Мусульмане должны постоянно задумываться о том, насколько они верны Пророку саллаллаху алайхи васаллам в этих двух вещах.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.