2. Книги «Сунан».
Среди книг данной категории первое место занимают книги Абу Давуда, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа. Книги «Сунан» также составлялись и другими учеными, но их уровень не так высок, как сборники этих четырех имамов.
Как мы уже говорили, две книги «Сахих» и четыре книги «Сунан» вместе образуют «Сихахи ситта» — шесть достоверных книг. Однако следует отметить, что по поводу шестой книги — «Сунану Ибн Маджа» среди ученых имеются разногласия. В частности, Ибн Асир и Рази считали, что место сборника «Сунану Ибн Маджа» должна занять книга «Муваттаъ» имама Малика. Тогда как Ибн Хаджар ал-Аскалани полагал, что вместо нее должен быть сборник имама Дарими. Таким образом, как отмечалось выше, наиболее сильными считаются: «Сахих» Бухари, затем книга Муслима, далее следуют «Сунаны» Абу Давуда, Тирмизи и Насаи. Хадисы в книгах этих мухаддисов считаются наиболее достоверными. Затем следуют хадисы, признанные Бухари и Муслимом. Далее хадисы, переданные самим Бухари. После них сильными считаются хадисы Муслима и остальных мухаддисов. На шестое место претендуют книги Ибн Маджа, имама Малика и имама Дарими. Все остальные книги уступают вышеуказанным сборникам и следуют после них.
3. «Джамиъ» — сборники.
К ним относятся книги, включающие в себя разделы о вероучении (акийда)[1], положениях шариата (ахкам), воздержанности (зухде), приличиях приема пищи и питья, тафсире, истории, внешнем облике, смутах (фитнах)[2] и достоинствах. Книгами «Джамиъ» считаются книги имама Бухари и имама Тирмизи.
4. Книги «Муснад».
В этих книгах все сподвижники перечисляются в алфавитном порядке или по времени принятия ими Ислама, также в последовательном порядке приводятся переданные каждым из них хадисы.
В категорию книг «Муснад» входят книги Абу Давуда ат-Таялиси и Баки ибн Мухаммада. Самой известной в этой категории является книга имама Ахмада ибн Ханбала.
5. «Муъджам» — алфавитные книги.
В этих книгах хадисы о шейхах, странах и народах приводятся в алфавитном порядке. Самой известной из «Муъджам» является книга имама ат-Табарани.
6. Книги «Мустадрак».
В случае, когда один мухаддис не включил существующие хадисы в свою книгу по собственным критериям, а другой мухаддис собрал их в другую книгу, такая книга называется «Мустадрак». К примеру, Хаким ан-Нисабури в своей книге «Мустадрак» собрал хадисы, которые имам Бухари и имам Муслим не включили в свои сборники.
7. Книги «Мустахрадж».
В таких книгах мухаддис берет за основу книгу предшествующего мухаддиса и составляет книгу с теми же хадисами, но переданными другими рассказчиками, которых ему удалось установить самостоятельно. К примеру, Абу Бакр ал-Исмаили составил «Мустахрадж» по книге Бухари, Абу Авана — по книге Муслима, Абу Али ат-Туси — по книге Тирмизи.
8. Тематические книги.
Это книги, в которых собраны хадисы, рассказанные одним человеком или относящиеся к определенной теме. К таковым относится книга имама ас-Суюти «Солатуд духа».
На основе вышеуказанных книг учеными последующих веков написаны книги с хадисами на разную тематику. К примеру, имам Навави из хадисов о нравственности составил книгу «Риядус салихин», имам ал-Мунзури из хадисов о призыве и устрашении написал книгу «ат-Таргиб ват тархиб», Ибн Таймийа на основе книг о положениях фикха (правовых заключениях) составил книгу «Булугул марам». Ал-Муттаки ал-Хинди в книге «Канзул уммал» собрал 40000 хадисов. Имам ас-Суюти с целью собрать все хадисы, разработал форму книги «Джамъул джавамиъ» (Сборник сборников) и до конца своей жизни собрал сто тысяч хадисов. Имам Мухаммад ибн Абдуллах ал-Хатиб ат-Табризи на основе большой книги «Масабих» составил сборник хадисов, регулирующих положения шариата, и назвал его «Мишкатул масабих».
Подводя итог, можно сказать, что книг с хадисами очень много. А книг, составленных как комментарии к ним, еще больше. И даже в наши дни все еще обнаруживаются и изучаются разные книги улемов прошлого. Помимо этого составляются и новые книги, пишутся комментарии.
Вот такие огромные заслуги принадлежат нашим ученым-мухаддисам в деле изучения и сохранения сунны Пророка саллаллаху алайхи васаллам и исламского шариата. Очень сложно исчерпывающе описать все эти заслуги.
В то же время на этом изучение сунны, хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не прекращается. На следующем этапе заслуги принадлежали ученым фикха — исламской правовой системы. Из подготовленных мухаддисами хадисов им предстояло вывести положения шариата и довести их до исламской уммы.
[1] Акийда (عقيدة) — досл. «крепкое связывание чего-либо одного с чем-либо другим»; вероубеждение, вероучение; исламская акийда состоит из комплекса вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными явлениями и понятиями.
[2] Фитна. (فتنة) — (досл. «испытание», а также «обман», «смута», «заблуждение»). По сути, арабы называют фитной предачу руды испытанию огнем, то есть выплавку металла из руды, отделение его от прочих примесей плавленьем. Испытание, выявляющее положительное или негативное состояние человека в религии, есть фитна. События, полные смут для мусульман, также называются фитной.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.