В то же время, следует отметить, что в некоторых обстоятельствах, относящихся только к таким женским вопросам, как рождение детей, кормление ребенка, принимается свидетельство одной женщины, тогда как свидетельство нескольких мужчин при этом не принимается вообще. Данный принцип подтверждает, что вышесказанное положение установлено с учетом реальных обстоятельств и ни в коей не унижает женщину, а наоборот — проникнуто заботой о ней и уважением к ее психологическим и нравственным особенностям, чтобы не ставить ее в неудобное положение, а тем более не понуждать к ошибкам.
То, что женщинам, как правило (но не всегда) присущ определенный недостаток в вопросах разума по сравнению с мужчинами, является очень щепетильным вопросом, который часто используется врагами Ислама для критики нашей религии. В качества аргумента своей позиции они приводят именно это положение Ислама о том, что свидетельство двух женщин приравнивается свидетельству одного мужчины. Но это установлено отнюдь не для того, чтобы унизить женщин, это лишь констатация реального положения.
Во-первых, утверждение о том, что женщины имеют определенный недостаток в умственных способностях не говорит о том, что каждая женщина уступает в этом отношении каждому мужчине. Это утверждение является относительным. И именно в Исламе на деле признано и поддерживается мнение, что некоторые женщины в умственном отношении превосходят многих мужчин. Эта истина отражена в рассказе о царице Сабаъ в аятах Куръана.
Кроме того, лидерство мужчин в части интеллекта восполняется тем, что у женщин лучше развита интуиция, другие чувства, эстетическое восприятие. Это, в своем роде, разделение функций внутри единого целого, каковым являются муж и жена в семье.
Что же касается Сунны Пророка саллаллаху алайхи васаллам, то по числу переданных хадисов на шестом месте стоит почтенная Аиша радияллаху анха, что является одним из главных подтверждений вышеуказанного. Очень многие известные сподвижники из числа мужчин обращались к ней за советами по вопросам, которые они не могли решить сами. Тем самым, она стала первой женщиной-муфтийем, то есть давала фатвы[1]. И никто из сподвижников не заявлял, что «женщина имеет недостатки в уме и мы не признаем хадисы, которые они передают».
Однако если взять всех мужчин, передавших хадисы, то несомненно, их больше, чем женщин. Точно такое же положение явно наблюдается и в других вопросах и делах. Не будем углубляться в чисто физические особенности мужчин и женщин, ибо в плане физического сложения и возможностей мужчины превосходят женщин, что до сего дня пока еще никто не отрицал, и разные нормативы в спортивных состязаниях наглядно демонстрируют эту разницу. На вопрос «Почему?», последует ответ, что этого требует сами особенности женщин.
Женщине необходимо быть женой и матерью. Для этого ей необходимы особое изящное тело, приспособленное для безопасного вынашивания ребенка, а потом для родов, соответствующее строение и органы. Даже кожная ткань и клетки их тела отличаются от мужских своей изяществом, мягкостью и нежностью. Может ли у женщины с такими ее особенностями быть такой же ум, как у мужчины, которому характерны грубые, сильные и жесткие качества? Ум женщины имеет такие же свойственные ей особенности, как и все остальное. Женщине необходим ум, сообразный ее женственной натуре. Поэтому если мы скажем, что в целом мужчины сильнее женщин, никто этому не удивится.
Если сравнить чисто умственные способности в поэзии или прозе, алгебре или шахматах, то некоторые женщины действительно могут превосходить мужчин в определенной сфере. Но в целом в умственном отношении мужчины все равно выше женщин, как и в физическом плане. Это отнюдь не принижение женщин, скорее, это соответствующая их особенностям честная оценка. Всевышний Аллах ничего не делает без мудрости (хикма), особого сокровенного замысла. Возможно если бы женщина при ее изящности, нежности и мягкости была наделена мужским умом, это было бы не правильно.
Сам факт соответствия ума особенностям женщины является признаком совершенства создания Божьего и украшением женщины. Это украшение всего человечества. Украшение семьи. Украшение для мужчин. Было бы неестественно, если бы обладатели одинакового ума жили вместе супружеской парой. Даже немусульманские ученые, изучив мозг мужчины и женщины, подтверждают смысл утверждения данного хадиса. С Исламом в отношении к женщине во многих вопросах солидарны представители ортодоксального иудаизма и классического христианства, в Таурате (Торе) и в Инджиле (Евангелие) есть немало суждений на эту тему[2], однако западная «либеральная общественность» давно отказалась от ценностей Библии. От прежних традиций отказалась, к новым не пришла. Давайте рассмотрим, как эта «либеральная общественность» якобы защищает права женщин и высказывает клеветнические обвинения против Ислама, якобы ущемляющего женщин. Кто она? Что она сделала для женщин?
На самом деле, лицемерно рассуждая об иллюзорном равноправии женщин, она путем обмана сорвала с них «покрывала стыдливости» и ввергла в разврат, превратив в рабынь богатых мужчин (нередко и в буквальном смысле), а с недавних пор предложив им такое «чудо современной цивилизации», как однополые браки. Она унизили честь женщин, не дав им ничего, кроме иллюзии свободы, при которой женщины стали средством производства.
Неужели Ислам виновен в том, что открыто говорит о том, что есть на самом деле? Неужели он виновен в том, что подтверждает особенность женской натуры?
Ислам на самом деле не отрицает равноправия мужчин и женщин! Ислам отрицает только иллюзорное «симметричное равенство», когда женщины одеваются во все мужское и делают мужскую работу, забросив семью. Равноправие в Исламе — ассиметричное: в некоторых вещах приоритет имеют мужчины, в других — женщины, но вместе они взаимодополняют друг друга и образуют гармонию. Перед Аллахом каждый — и муж, и жена — несут равную ответственность, различия лишь в кругах их обязанностей. Такими создал нас Всевышний Аллах по Своей мудрости, такова наша природа!
Что же касается недостатка в делах религии, то Ислам запрещает женщинам совершение намаза и соблюдение поста во время месячных (хайд) и в послеродовой период (нифас). Вряд ли сегодня найдется человек, которому неизвестно, что переживает женщина во время месячных и в послеродовой период. Следовательно, учитывая это состояние и его трудности, женщинам дано облегчение, при котором им разрешается приостанавливать исполнение этих двух крайне важных видов поклонения. Данное приостановление поклонения называется своеобразным «недостатком» только в том смысле, что при этом сокращается и недостает определенного количества совершаемых намазов, уменьшается количество дней соблюдения поста.
Однако вследствие этого женщина не становится грешницей, ее положение не принижается! Грех или не грех — этот критерий является главным в религии, и те недостатки природы, которые мы имеем, не рассматриваются в Исламе как нечто греховное или унижающее достоинство. Данные истины, в первую очередь, должны хорошо усвоить мы сами — мусульмане, а затем донести их до остальных.
Для того, чтобы сказанное нами не казалось сухой теорией, приведем и научные доказательства. Те аргументы, которые мы собираемся представить, вывели и доказали не мусульмане. Они ничего не знают о хадисах. Они не имеют никакого отношения к Исламу — они всего лишь занимались исследованиями в сфере своей специализации и объявили об их результатах.
Приведенные ниже сведения являются дословным переводом текста статьи, опубликованной в газете «ал-Джамахирийа», вышедшей 17 февраля 1999 года.
[1] Муфтий — ученый, знаток основ шариата, правомочный выносить фатву — решение по конкретному вопросу шариата.
[2] Для сопоставления приведем цитаты из Библии: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог....не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 послание к Коринфянам, глава 11: 3-16). «Жены ваши в церквях да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (там же, глава 14: 34-35).
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.