Теперь изучим аят суры «Хашр»:
«Берите то, что дает вам Посланник, и отвращайтесь от того, от чего он вас отвращает» (аят 7).
Этот аят является доказательством необходимости следования сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам, ибо здесь Всевышний Аллах повелевает мусульманам делать то, на что указывает Его Посланник, и отдаляться от того, от чего он предостерегает. Повеление же Аллаха обязательно для всех мусульман.
В этом аяте говорится о величайшем социальном правиле нашей религии — шариат должен исходить только из одного источника. В Исламе этим источником является Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Куръан ниспослан ему и доведен до уммы через него. Когда наши улемы говорят о том, что привел и дал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в основном, они имеют ввиду сунну. А сунна — это то, что Он говорил, делал и одобрял (такрир). Под такриром подразумеваются все те слова и дела, которые Пророк саллаллаху алайхи васаллам видел и слышал и при этом не запретил.
Подчинение требованиям сунны является обязанностью всех мусульман. Сунна комментирует и разъясняет аяты Священного Куръана. В Куръане повелевается совершать намаз, но не сказано, сколько раз его нужно совершать, не говорится о количестве ракъатов, о том, как его совершать. Все, что касается намаза, описывает сунна.
В Куръане сказано только об обязательности (фард) закāта, а в сунне определены размеры закāта, установлены те, кто должен давать, и те, кому нужно давать закāт и т.д.
Таким образом, первоисточником шариата являются слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и ниспосланный ему священный Куръан. Если же какого-то положения нет ни в Куръане, ни в сунне, то источником становится решение, единогласно вынесенное на основе этих двух первоисточников лучшими мусульманскими учеными и муджтахидами. Это называется иджмаъ. Если и в этом нет требуемого ответа, ученые-муджтахиды выносят решение путем сопоставления с предыдущими положениями.
Аллах сакзал:
«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Возлюбит вас [тогда] Аллах и простит вам ваши грехи”» (сура «Āли Имран», аят 31).
В этом аяте подчеркивается, что любовь правоверного мусульманина ко Всевышнему Аллаху проявляется в его следовании пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, то есть, в полном подчинении его сунне. За подчинение пророку мусульманам обещается любовь и прощение Всевышнего Аллаха.
Любовь и вера в Аллаха — это не просто слова и не только чувство, появляющееся от объявления перед людьми о своем иймане и любви ко Всевышнему Аллаху. Истинная любовь и вера во Всевышнего Аллаха — не в произнесении вслух каких-либо слов, не во внутренних чувствах и не в исполнении каких-либо обрядов. Любовь и вера заключены и выражаются в полном подчинении Всевышнему Аллаху и Его Посланнику.
«Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной».
Если кто-либо заявляет о наличии любви ко Всевышнему Аллаху, истинность данного заявления определяется по следованию данного человека за Пророком Всевышнего Аллаха. Если он верно следует за Пророком, то его заявление правдиво, в противном случае — ложно. Следование за пророком приносит человеку безмерное счастье. Об этом в аяте говорится следующим образом:
«Возлюбит вас [тогда] Аллах и простит вам ваши грехи».
Разве существует для правоверного лучшее счастье и благоденствие, чем любовь Аллаха?! К тому же, когда Он еще и прощает его грехи!
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.