34. Передается от Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Мне велено сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, и не станут безупречно совершать намаз и давать закāт. Когда же сделают это, обезопасят от меня свою кровь и свои имущества, кроме как по праву Ислама, а расчет их — на Аллахе».
Передали все пятеро.
Пояснение: Автор приводит этот хадис в качестве доказательства, что Аллах азза ва джалла не приемлет другую религию помимо Ислама, ибо Всевышний Аллах велел Своему Пророку саллаллаху алайхи васаллам вести борьбу с людьми, пока они не скажут: «Лаа илааха иллаллаху», не станут совершать намаз и давать закāт. Другие мухаддисы приводят этот хадис в других разделах.
Данный хадис многогранен по смыслу, мы ограничимся сейчас только вопросами, относящимися только к данному разделу.
Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Мне велено» означают «Аллах велел мне», ибо никто не может ему велеть, кроме Всевышнего Аллаха. Под словами «с людьми», согласно единогласному мнению улемов, подразумеваются идолопоклонники (мушрики), проживавшие на территории Харамайн[1] (двух заповедных святынь в Мекке и Медине).
В предании имама Насаи говорится: «Я повелен воевать с мушриками». Общеизвестно, что, согласно положению Куръана, с людьми книги (кому ниспосланы божественные книги) войны не ведутся, если они дают джизйу. Следовательно, под словом «людьми» в этом хадисе подразумеваются далеко не все люди.
Действительно, это повеление распространялось на всех мушриков, живших в Аравийском полуострове. От них не принималась джизйа, с ними не заключалось мирное соглашение (сулх). Им предлагалось выбрать или Ислам, или войну. Если они засвидетельствуют тавхид и примут Ислам, с них требовалось совершать намаз, давать закāт и выполнять другие предписания Ислама. Во времена Абу Бакра радияллаху анху некоторым племенам, отказавшимся от дачи закāта, объявлялась война.
В продолжении хадиса Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит: «Когда же сделают это, обезопасят от меня свою кровь и свои имущества».
Это означает, что если они засвидетельтвуют «Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха», и будут совершать намаз, давать закāт, они станут правоверными мусульманами. Проливать их кровь, захватывать их имущество станут харамными (запретными).
Слова «кроме как по праву Ислама» означают, что данную неприкосновенность можно будет нарушить только в тех случаях, когда это разрешено и предусмотрено шариатом, то есть в случае совершения ими поступков, наказуемых в Исламе.
Слова «а расчет их — на Аллахе» означают, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам будет относиться к ним и выносить решения, исходя из их внешних, видимых поступков — засвидетельствования тавхида, совершения намаза, соблюдения поста. Расчет всего, что в душе человека — принадлежит только Самому Всевышнему Аллаху.
Улемы-богословы называют очень много полезных положений и выводов, вытекающих из этого хадиса. Мы перечислим некоторые из них:
1. Жизнь и имущество человека, принявшего Ислам и выполняющего религиозные требования являются запретными (харам).
2. Для того, чтобы считать какого-то человека мусульманином, он обязательно должен произнести свидетельство о тавхиде (калиматуш шахаду). В противном случае он не признается мусульманином.
3. Люди, выполняющие видимые (внешние) требования Ислама, признаются мусульманами.
4. Нельзя объявлять кафирами (неверными) людей, произносящих калиматуш шахаду (являющихся последователями тавхида).
5. И Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, и халифы выносили решения в отношении людей, исходя из их внешних, видимых деяний. Невидимое, покоящееся в сердцах людей ведомо только Всевышнему Аллаху.
6. Наказанию, согласно законам Ислама, могут быть подвергнуты и те, кто произнеся свидетельство, совершая намаз и давая закāт, обеспечил свою неприкосновенность. К примеру, если человек умышленно убил кого-то, то, согласно положению о симметричности наказания, возмездии, он должен быть лишен жизни.
Итак, Всевышний Аллах не ниспосылал никакой другой религии, кроме Ислама. А Ислам принимается Им от человека только при условии выполнения им того, о чем говорится в данном хадисе. Человек не признается мусульманином только за то, что он имеет «мусульманское» имя, он не признается мусульманином лищь за то, что его предки были мусульманами. Мусульманином признается только тот, кто в сознательном возрасте сердцем и устами произнесет свидетельство о тавхиде, признает вероучение Ислама и совершает такие неотъемлемые виды поклонения, как намаз и закāт.
[1] Харамайн — две Заповедных Мечетей — Заповедная Мечеть в Священной Мекке и Мечеть Пророка в Лучезарной Медине.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.