Прежде чем изучать сунну, необходимо узнать, что же означает это слово. Во-первых, слово «сунна» взаимозаменяемо со словом «хадис». Если быть более точным, понятие «хадис» имеет более конкретное значение, тогда как «сунна» – понятие более общее.
В арабском языке слово «хадис» означает «слово», «фраза». Следовательно, под словом «хадис» подразумевается и понимается то, что говорил Пророк саллаллаху алайхи васаллам.
Ученого, занимающегося наукой о хадисах, мы называем мухаддисом. Мухаддисы – это ученые, которые выясняют, как и через кого был передан и доведен до них хадис Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Для осуществления этого чрезвычайно ответственного дела они избрали максимально точные и достоверные методы. Данные принципы и научные методы стали основой для гуманитарных наук в истории человечества.
Слово «сунна» в арабском языке означает духовный путь («тарикатун»). Под выражением «сунна такого-то человека» подразумевается его жизненный путь. Исходя из этого, под сунной Пророка следует понимать его жизненный путь, его тарикат.
В терминологии мухаддисов сунна разъясняется следующим образом:
«Сведения о высказываниях, действиях, одобрении (согласии), внешних и нравственных качествах, биографии Пророка саллаллаху алайхи васаллам называются «сунна».
Данное толкование свидетельствует о том, что «сунна» включает в себя несколько различных составляющих, сохранившихся в качестве наследия нашего Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и переданных достоверными источниками, а также разъясняет, почему сборник этих сведений называется сунной. Приведем по одному примеру к каждой из упомянутых составляющих.
1. «Высказывания» – включают в себя сказанное нашим Пророком саллаллаху алайхи васаллам в различных ситуациях и отношениях.
К примеру, он сказал: «Поистине, деяния связаны с намерениями».
Люди, которые услышали эти благословенные слова, передавали их другим как особую ценность. Таким образом, они передавались от поколения к поколению и доходили до ученого мухаддиса. Только после проверки их научным методом, удостоверившись в том, что они являются хадисом, он включал их в свой сборник. Это называется «словесной сунной» (ас-сунна ал-кавлийя).
2. Под «действиями» понимаются такие действия и поступки Пророка саллаллаху алайхи васаллам, как совершение омовения, намаза, хаджа и другие. Те, кто видел подобные деяния Пророка саллаллаху алайхи васаллам, рассказывали и показывали это остальным. Так, подобные сведения доходили до ученого мухаддиса и становились примером того, что делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Это называется «практической сунной» (ас-сунна ал-фиълийя).
3. «Одобрение» – означает одобрение (или молчаливое согласие) чего-либо, подтверждение правильности этого. С точки зрения сунны здесь подразумевается одобрение Пророком саллаллаху алайхи васаллам каких-либо действий, совершенных его благочестивыми сподвижниками.
К примеру, Халид ибн Валид радияллаху анху был предводителем группы воинов, направленных Пророком саллаллаху алайхи васаллам. В месте, куда они прибыли, он оказался в состоянии джунуб (при котором необходимо совершение полного омовения – гусл). Однако из-за холода он совершил не гусл, а таяммум (омовение песком), после чего совершил намаз.
Когда об этом рассказали Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он одобрил поступок Халида ибн Валида радияллаху анху. Одобрение может быть выражено либо словесным одобрением, либо молчаливым согласием. Это называется «сунной одобрения» (ас-сунна ат-такририйя).
4. Под сунной «внешности» имеется в виду внешность Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Люди, видевшие Пророка саллаллаху алайхи васаллам, подробно описали его рост, фигуру, телосложение, волосы, глаза и другие части тела. Эти сведения также дошли в виде преданий до мухаддисов, а благодаря им – до исламской уммы. К примеру, книга имама Тирмизи «Шамаили Мухаммадийя» целиком посвящена именно этой теме. Все наши мухаддисы, даже если и не писали об этом отдельных книг, сохранили в преданиях дошедшие до них хадисы об этом.
5. «Морально-нравственные качества». Почтенные сподвижники также оставили предания о таких нравственных достоинствах Пророка саллаллаху алайхи васаллам, как терпеливость, мягкость, отважность, щедрость и о многих других. Сведения об этом также являются сунной.
6. «Биография». Благословенная жизнь нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам, его биография с момента рождения вплоть до возвращения к Господу, сохранены в преданиях с чрезвычайной ясностью и подробностями. Собрание преданий такого вида также называется «сийра».
Всесторонне и глубоко изучив каждую информацию по этим шести вопросам, ученые мухаддисы собрали и включили их в свои сборники. Из этого следует, что сунна является очень важным источником для Ислама и мусульман. Поскольку она включает в себя высказывания, действия, одобрения, описание внешних и нравственных качеств, а также биографические сведения о Пророке Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам – почтеннейшем человеке, показавшем пример полноценного применения в своей жизни последней и совершенной религии Всевышнего Аллаха.
Методам применения в жизни Божественного, вечного и чудодейственного Руководства – Священного Куръана – мы также учимся из сунны. Поскольку именно Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам получил, довел до людей и показал, как применять в жизни принципы Священного Куръана.
Из сунны мы также учимся толкованию Священного Куръана, поскольку первым и главным толкователем Куръана был Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. Ниспосланные ему аяты он читал окружавшим его людям и при необходимости разъяснял их смысл. Очень многие сподвижники спрашивали у Пророка саллаллаху алайхи васаллам о непонятных им местах. Все это тоже передано в хадисах. В сунне мы также находим подробности и описания тех требований, которые в общем виде определены Священным Куръаном как главным руководством. Например, в Куръане Всевышний Аллах повелел совершать намаз. Однако о том, как следует это делать, подробно рассказал и показал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Подобно этому, в Куръане предписано обязательство давать закáта. В сунне же разъяснено, с какого имущества, в каком количестве и как следует отдавать закáт.
Точно так же очень много законов шариата закреплены сунной на основе упомянутых в Куръане общих указаний и правил. Следовательно, сунна в исламском шариате является вторым источником после Священного Куръана. Это не просто мнение, возникшее в результате сравнения или размышлений. О том, что сунна является вторым источником в исламском шариате, сказано Всевышним Аллахом и Его Посланником саллаллаху алайхи васаллам, и на протяжении веков мусульмане единодушно следуют этому.
Во многих аятах Священного Куръана Всевышний Аллах повелевает правоверным подчиняться в первую очередь Себе, а затем – Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Поэтому в Священном Куръане неоднократно повторяется следующий аят:
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику».
Подчинение Аллаху происходит в результате подчинения Куръану. Подчинение же Пророку саллаллаху алайхи васаллам при его жизни происходило в форме повиновения непосредственно ему, а после его смерти продолжается путем следования его сунне.
Следует отметить, что подчинение Аллаху и подчинение Пророку – это не два разных понятия, поскольку и Пророк саллаллаху алайхи васаллам всегда и во всем полностью подчинялся Аллаху. Он не требовал ничего, кроме подчинения Аллаху. Речь идет о подчинении требованиям Аллаха, указанным непосредственно в Куръане, и о подчинении требованиям Пророка саллаллаху алайхи васаллам, отраженным в его сунне. С точки зрения словесности и смысла, Священный Куръан – это вахий, ниспосланный Аллахом Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Вахий – это негласное и быстрое доведение Аллахом определенной информации до пророков. Аллах доводит до сердца Пророка алайхиссалам определенное сообщение, а Пророк сразу поймет, что это от Аллаха.
Что касается сунны, т.е. хадисов – то это вахий, смысл которых от Аллаха, а слова – от Пророка. В хадисах о религии, шариате и других подобных вопросах Пророк саллаллаху алайхи васаллам передавал не свои личные мысли, а выраженные его словами вахий Аллаха. Характеризуя благочестивого Пророка саллаллаху алайхи васаллам, Всевышний Аллах сказал:
«И не говорит по прихоти. Это – ни что иное, как вахий, что ниспосылается».
Следовательно, каждое слово Пророка саллаллаху алайхи васаллам о религии, набожности, шариате – это вахий Аллаха. Он говорил не то, что вздумается, и уже это обстоятельство свидетельствует о том, что сунна является вторым источником шариата.
Всевышний Аллах Сам открыто сказал в Священном Куръане, что без подчинения нашему Пророку саллаллаху алайхи васаллам, не следуя его указаниям, нельзя считать себя правоверным мусульманином.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:
«Но нет – клянусь твоим Господом! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними, потом не найдут в самих себе затруднения от того, что ты решил, и подчинятся полностью» (аят 65).
Согласно этому, правоверные в решении каждой возникающей в их жизни проблемы должны руководствоваться указаниями Пророка саллаллаху алайхи васаллам и его сунной. Его указания они должны исполнять без каких-либо душевных сомнений, полностью подчиняясь им. В противном случае они не имеют никаких прав считаться правоверными. Это является очень весомым аргументом того, что сунна в шариате – это второй источник после Куръана.
В Священном Куръане очень много аятов с таким смыслом. Все они подтверждают значение сунны в шариате Ислама. Об этом неоднократно говорил и сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Так, в одном из хадисов он сказал:
«Оставляю среди вас две вещи. Если будете строго следовать им, то никогда не впадете в заблуждение. Это Книга Аллаха и моя сунна».
В многочисленных хадисах аналогичного содержания упоминание Пророком саллаллаху алайхи васаллам сначала Куръана, а затем сунны, следует понимать как указание на то, что сунна является вторым после Куръана источником шариата.
Для более полного понимания этого рассмотрим один хадис, который передали имам Ахмад, имам Абу Давуд, имам Тирмизи, имам Дарими, имам Байхаки, имам Ибн Саъд и имам Ибн Абдул Барр.
Отправляя из числа сподвижников Муъаза ибн Джабала своим представителем в Йемен, Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил его:
«Как ты поступишь, если тебе придется принимать решение?»
Он ответил: «Я приму решение в соответствии с Книгой Аллаха».
Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил: «Если же в Книге Аллаха не будет того, что нужно?»
Он сказал: «В соответствии с сунной Посланника Аллаха».
Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил: «Если же и в сунне Посланника Аллаха не будет того, что нужно?»
Он сказал: «Тогда я прибегну к иджтихаду своим умом. Но не сдамся».
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам похлопал его по груди и сказал: «Хвала Аллаху, удостоившему посланника Посланника Аллаха чести довольства Аллаха и Посланника Аллаха», – и очень обрадовался».
Из этого хадиса совершенно ясно видно, что там, где нет Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, правоверные должны следовать сначала согласно Куръану, а затем – сунне.
Следуя этим аятам и хадисам, исламская умма, начиная с того времени, когда Аллах осветил мир нашей религией, вплоть до сегодняшних дней единогласно признает сунну вторым после Куръана источником. С этим могут быть не согласны только те, кто заблуждается и не отличается здравомыслием.
Чья же сунна может быть таковой, если не сунна пророка, избранного Самим Всевышним Аллахом? Несомненно, каждый здравомыслящий человек ответит на этот вопрос, что это сунна Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.
Итак, мы изучили словарное и терминологическое значения слова «сунна», привели соответствующие примеры. Помимо этого, основываясь на конкретных доказательствах, убедились в том, что сунна является вторым после Куръана источником исламского шариата.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.