В вопросе иймана понятие бидъа[1] (нововведение) означает «неверное учение». Сведения о мазхабах Кадарийа и Мурджиъа будут приведены в комментариях к хадисам.
49. Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кадариты — огнепоклонники этой уммы. Если заболеют, не навещайте их, а если умрут, то не присутствуйте у них».
Пояснение: Этот хадис посвящен одному из течений — Кадарийа, которое появится среди мусульман.
Это течение получило такое название из-за заблуждений его сторонников в вопросе кадара (предустановления) Всевышнего Аллаха, точнее из-за полного отрицания предустановления Всевышнего Аллаха. Последователи этого течения — это люди, вообще не верующие в предустановления Всевышнего Аллаха. Они утверждают, что «все, что касается в этом мире людей, происходит по их воле, что человек решает все сам».
В отличие от других мазхабов, Кадарийа не выделялась в отдельное течение, не имело своего имама (лидера), и ее последователи не распространились на определенные территории. Кадаритами назывались все те, кто разделял вышеуказанное учение. Самым наглядным примером мазхаба Кадарийа являются муътазилиты.
Муътазилиты, являясь представителями отдельного мазхаба в вопросе вероучения, имели и другие расхождения с мазхабом Ахлус сунна вал джамаъа в вопросах вероучения. В частности, из-за того, что они имели иную позицию в вопросе о кадаре Всевышнего Аллаха, их также называли «кадаритами».
Основное заблуждение последователей мазхаба Кадарийа заключается в преувеличении предоставленной человеку воли (право выбора) и попытке принизить всеобъемлющую волю Всевышнего Аллаха. Они были заняты преувеличением свободы выбора, предоставленной человеку в аятах и хадисах, в результате чего склонились к невежеству.
В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит: «Кадариты — огнепоклонники этой уммы», объявляя последователей мазхаба Кадарийа подобными мушрикам — огнепоклонникам. Почему? На этот вопрос наши улемы дают следующий ответ: «Известно, что огнепоклонники обожествляют огонь. Они поклоняются солнцу или огню. Согласно их учению, существует два бога: бог Света и бог Тьмы, то есть бог добра и бог зла. Все хорошее исходит от бога Света, а все плохое — от бога Тьмы.
Кадариты, являясь одной из групп, появившейся среди мусульман, отрицают предустановление Всевышнего Аллаха. Они утверждают, что человек сам творит (дает бытие) свои деяния. Ввиду их веры в существование двух творцов бытия, кадариты уподобляются огнепоклонникам, верующим в два божества».
О чрезвычайной опасности позиции кадаритов мы уже говорили выше. И об этом говорит сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам, категорически запрещая даже приближаться к ним:
«Если заболеют, не навещайте их».
Это очень серьезное последствие заблуждений, ибо в Исламе посещение больного — долг каждого мусульманина, и Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам посещал и помогал даже больным иноверцам — людям книги.
Последователи учения Кадарийа лишаются этого права. Это, с одной стороны, мера предосторожности для того, кто следует по правильному пути, чтобы не подпасть под влияние кадарита во время его посещения. С другой стороны, это наказание для последователя этого неверного учения, по сути отрицающего тавхид. Для больного кадарита этот факт — свидетельство крайней степени заблуждения и крайний призыв выйти из него.
В-третьих, это — урок для других. Узнав, что такой-то являлся последователем учения Кадарийа и из-за этого праведные мусульмане не навещали его во время болезни, многие начнут остерегаться лжеучений и могут уберечь свою душу от ширка. Они не станут следовать за сторонниками различных губительных бидъа-учений.
«Если умрут, то не присутствуйте у них».
Это также чрезвычайно тяжелое социальное наказание. Совершение омовения, намаза джаназа и захоронение умершего мусульманина является обязанностью других мусульман — фардул кифая[1]. Категорический запрет на участие в похоронах кадаритов является уроком и действенным предостережением не только членам этого течени, но и всей умме, особенно ее нестойким членам. Если бы мусульмане единодушно соблюдали те меры, о которых говорится в этом хадисе, последователей губительных учений, выводящих из Ислама в язычество, было бы намного меньше.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Духовная опасность учения Кадарийа, фактически низводящего мусульман к двоебожию огнепоклонников той эпохи.
2. Нельзя навещать больных, являющихся последователями учения Кадарийа, противоречащего вероучению мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа.
3. Нельзя участвовать в похоронах последователей учения Кадарийа.
Этот хадис имеет важное значение в деле сохранения чистоты вероучения мусульман. В нем раскрывается сущность учения Кадарийа и предупреждается об опасности мусульманская умма. Наряду с этим, отмечается, что сами мусульмане должны бороться за чистоту своего вероучения. Мусульманское общество будет здоровым только при сохранении правой веры.
[1] Фардул кифая (فرض الكفاية) — религиозный долг, выполнение которого частью мусульман (частью общины, уммы) будет достаточным для остальных мусульман и освободит их от его выполнения. Примером этому служит джаназа-намаз. Когда умирает мусульманин, то для всех мусульман становится фардом — обязательством, омыть его, совершить по нему джаназу-намаз и похоронить его. Но поскольку это деяние является фардул кифая, то будет достаточным, если по нему совершат джаназу некоторые из мусульман. Тем самым с остальных обязательство фарда снимается.
[1] Бидъа — нововведение в религии, то, чего не было в исламском шариате во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.