«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда Аллах предустановит рабу умереть в одном месте, Он сделает для него потребность к тому (месту)».
Оба хадиса передал Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис передал Абу Азза радияллаху анху. Сначала познакомимся с этим человеком.
Его полное имя — Ясар ибн Абдуллах ибн Амр, но он больше известен по кунье — Абу Азза.
Абу Азза радияллаху анху жил в Басре. Он общался с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и передал много хадисов. Трое авторов «сахихов» включили в свои сборники переданные им хадисы.
В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит об истинности предустановления Всевышнего Аллаха. К примеру, если Создатель субханаху ва таъала предустановил какому-то человеку умереть в определенном месте и при определенных обстоятельствах, то Он создаст предпосылки, чтобы этот человек сам посчитал необходимым именно там находиться.
В таких случаях в народе говорят: «Видимо пришел его смертный час (аджал), к которому он пошел своими ногами». Это свидетельствует о всеведении Всевышнего Аллаха и зависимости от Него человека: через осознание этой зависимости человек обращается ко Всевышнему Аллаху и приобщается от Него ко многим знаниям. И наоборот, пытаясь конкурировать в знаниях собственным природным умом со Всемогущим, человек «своими ногами» идет навстречу к своему несчастью.
Именно поэтому Ислам уделяет особое внимание вере в предустановление Всевышнего Аллаха и относит ее к основам иймана.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.