5. ≪Дом для обездоленного путника, который он построил≫. Раньше встречались так называемые дома странников. Эти дома являлись вакфом для неимущих людей, которые могли свободно проживать там. Кто-то поставлял продукты в дома странников, а еще кто-то покрывал другие недостатки. Таким образом, в странах Ислама были решены проблемы, с которыми сталкивались неимущие странники. В мусульманских странах не могло быть неведомых бездомных людей, спящих где попало на улицах и в общественных местах. Мусульмане с благими намерениями, ради Аллаха строили такие дома странников, надеясь на воздаяния как при жизни, так и после смерти. Их надежды оправдались. Воздаяния будут доходить до них, пока действуют эти дома для обездоленных путников.
6. ≪Река, которую он провел≫. Мусульмане, которые с целью снабжения населения питьевой водой или орошения земель проводили каналы, также будут получать воздаяния. Люди проводили каналы со своими детьми или рыли их, наняв других лиц, с намерением сделать благо для мусульман. Воздаяния за эти благие деяния будут достигать их и после смерти.
7. ≪Милостыня, которую он отдал из своего имущества≫. Об этом мы рассказали подробно в предыдущем хадисе. ≪При здравии и жизни. Они доходят до него после смерти≫. Поэтому каждый верующий, дорожа своим временем при жизни и здравии, должен успеть побольше совершить подобные дела. Ввиду того, что у истоков этих дел стоит вопрос знания, еще раз убеждаемся в том, насколько Ислам уделяет внимание знаниям. В других хадисах к вышеупомянутым семи вопросам добавлены еще и посадка деревьев, охрана границ и строительство образовательных учреждений. О мудростях этого хадиса, полезных в нашей современной жизни, мы рассказали в пояснении предыдущего хадиса.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф