67. Передается от Ирбада ибн Сарийы радияллаху анху:
«Однажды, после утреннего намаза Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произнес нам впечатляющую проповедь. Прослезились от нее глаза, и затрепетали сердца.
Тогда один человек сказал:
— Поистине, это — проповедь прощающегося! Что завещаете нам, о Посланник Аллаха?
Он сказал:
— Завещаю вам богобоязнь, и послушание и повиновение, даже если это раб-абиссинец (раб-эфиоп). И поистине, кто будет жить из вас, увидит много разногласий. И опасайтесь нововведенных дел, ибо, поистине, это — заблуждение. Кто же из вас доживет до этого, то на нем — моя сунна и сунна праведных халифов. Крепко держитесь за них зубами!».
Пояснение: Сначала познакомимся с Ирбадом ибн Сарийей радияллаху анху, который передал хадис:
Ирбад ибн Сарийа ас-Сулами радияллаху анху передал немало хадисов от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Этот человек умер в 75 году хиджры во время фитны Зубайра.
В этом хадисе прямо и ясно говорится о необходимости твердо следовать сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Как говорит Ирбад ибн Сарийа радияллаху анху, однажды после утреннего намаза Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам обратился к людям с очень трогательной речью. Слушая это обращение, у людей потекли слезы, а сердца трепетали. Это обращение Пророка саллаллаху алайхи васаллам было необычным и отличалось от других, что стало понятно всем, кто его слышал.
«Тогда один человек сказал:
— Поистине, это — проповедь прощающегося! Что завещаете нам, о Посланник Аллаха?»
Сказавший это понял, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил как человек, который прощается с этим миром и со своими сподвижниками, что это одна из последних его речей. Поэтому, дорожа этой возможностью, он попросил Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сделать завещание своей умме.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам своим молчанием фактически подтвердил слова того сподвижника. Он подтвердил, что его обращение является обращением прощающегося человека. Помимо этого, по просьбе того человека он начал оглашать свое завещание, сказав:
«Завещаю вам богобоязнь, и послушание и повиновение, даже если это раб-абиссинец (раб-эфиоп)».
Учитывая, что богобоязненность является чрезвычайно важным качеством для каждого мусульманина, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам называет ее первой в своем завещании. Страх перед Аллахом заключается в том, чтобы отдалиться от всего, что может служить причиной Его наказания, наказания в аду. Богобоязненность заключается не в каких-либо определенных одеяниях, пище, местопребывании и дополнительных поклонениях.
Словарное значение слова таква (богобоязненность) — «беречься, остерегаться». Умар радияллаху анху сказал: «Таква — это пройти через поле, полное колючек, с открытыми икрами (ног), не задев их и не поцарапав ноги».
Согласно шариату, таква — это совершение того, что повелел Всевышний Аллах и отстранение от всего, от чего Он отвратил. Иными словами, это означает прохождение через поле мирской жизни, наполненной колючками-грехами, не задев их. Все беды происходят от отсутствия богобоязненности. Именно поэтому наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам настоятельно рекомендует быть богобоязненными.
Вторым важным вопросом, поднятым в этом завещании Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, является необходимость послушания и подчинения руководителю. Он рекомендует не поддаваться никаким мыслям, слушать и подчиняться руководителю, даже если тот будет рабом-эфиопом. Это является одним из самых важных пунктов учения Ислама. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам уделял этому вопросу особое внимание и в других своих хадисах. На то имеются конкретные причины, о которых Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит в продолжении хадиса:
«И поистине, кто будет жить из вас, увидит много разногласий».
Совсем через небольшой промежуток времени после Пророка саллаллаху алайхи васаллам его слова подтвердились. После убийства третьего халифа Усмана радияллаху анху, между сподвижниками появились разногласия. В последующем эти разногласия усилились и привели ко многим бедам. Вышеприведенные слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам указывали на эти разногласия.
Далее следует рекомендация о том, как нужно вести себя в такой ситуации:
«И опасайтесь нововведенных дел...».
Будут привнесены бидъы, нововведения, которых нет в Книге, сунне и шариате. Все это будет бидъой, и мусульманам следует опасаться ее, «...ибо, поистине, это — заблуждение».
«Кто же из вас доживет до этого, то на нем — моя сунна и сунна праведных халифов. Крепко держитесь за них зубами!».
Тем, кто доживет до того времени, когда появится много разногласий, следует твердо держаться сунны Пророка саллаллаху алайхи васаллам и традиций праведных халифов!
Праведные халифы — это Абу Бакр, Умар, Усман и Али радияллаху анхум! Из тех, кто был после них, некоторые также добавляют также и Умара ибн Абдулазиза. Но сторонники этого мнения составляют меньшинство.
Как известно, при разногласиях появляется много разговоров. Каждый пытается отстоять свое мнение, каждый считает свое мнение правильным. В результате, все перемешивается. Что нужно делать в такое время? Согласно завещанию нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам, тот, кто будет крепко держаться за его сунну, не впадает в заблуждение. Наряду с этим, необходимо также следовать пути праведных халифов.
При этом, держаться следует, словно вцепившись зубами. Обычно о вещах, которые кто-либо хранит очень бережно, говорят: «Он крепко держит это зубами». Сунны Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и пути праведных халифов следует держаться так же крепко.
Из этих слов следует, что сунной могут считаться и путь праведных халифов, их наставления, а также необходимость твердого следования сунне в трудное время, при появлении различных противоречий.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. После утреннего намаза фаджр также можно обращаться с проповедью.
2. К проповеди следует относиться с трепетом.
3. Допустимо задавать уточняющие вопросы, ибо сподвижник радияллаху анху, поняв из смысла слов Пророка саллаллаху алайхи васаллам, что это прощальная речь, открыто попросил раскрыть смысл поподробнее.
4. У человека, чувствующего приближение конца своей жизни, можно просить дать последние наставления (завещание).
5. Человек, которого просят оставить завещание (дать последние наставления), должен это сделать.
6. Богобоязненность является крайне важным качеством.
7. Очень важно слушаться и подчиняться руководителю.
8. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам предсказал, что среди мусульман появятся различные противоречия.
9. При появлении противоречий и разногласий следует еще крепче держаться за сунну Пророка саллаллаху алайхи васаллам и его праведных халифов.
10. Халифы бывают праведными и неправедными.
11. У праведных халифов также есть сунна.
12. Сунну следует беречь так же крепко, как крепко держатся за что-то ценное зубами.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.