8. Мытье головы и бороды посредством хитами.
Хитами – это растение, которое используется при мытье головы и бороды. Хитами обладает противопедикулёзным свойством – оно убивает насекомых в волосах и бороде. В силу такого действия этого средства, человеку в ихраме запрещается использовать хитами при мытье волос. Допускается мыть волосы мылом и подобным ему средствами, то есть мыть другими, не обладающими свойством убивать живых существ, средствами.
9. Укорачивание бороды, подстригание волос.
Всевышний Аллах говорит:
«И полноценно совершите хадж и умру ради Аллаха. Если вы задержались, то [преподнесите] что удастся из жертвенных животных. И не брейте ваши головы, пока не достигнут жертвенные животные своего места [заклания]» (Сура «Бакара», аят 196).
Этим же положением регламентируется и укорачивание волос и бороды.
10. Ношение чалмы, одевание шитой или окрашенной благовониями одежды.
Передается от Ибн Умара радияллаху анхума:
«Один человек сказал:
– О Посланник Аллаха! Какие одеяния надевает человек в ихраме?
Он алайхиссалам сказал:
– Не надевает рубахи, чалмы, шаровары, кулах[1], масхи[2]. Кроме как если кто-то не найдет сандалии, то пусть надевает ичиги и отрезает [от них] выше щиколоток».
Передали пятеро.
Вообще, мужчинам в состоянии ихрама категорически воспрещено надевать шитую одежду.
Шафран – растение с рыльцами цветков желтого цвета, в основном использовалось в качестве душистого вещества для нанесения на одежду. Варс – это душистое желтоватое растение, произрастающее в основном в Йемене. Его также называют желтым деревом. Человеку, совершающему хадж или умру, запрещается наносить на ихрам ароматические вещества, приготовленные из этих растений.
Верхняя часть ног – выше лодыжек у мужчины в ихраме должна быть не прикрыта. Поэтому наказывается, что если не имеющий обуви человек вынужден надеть ичиги, то он должен отрезать ту их часть, которая прикрывает ноги выше щиколоток.
После того, как слишком участились случаи необычных и странных решений захиритов, наподобие упомянутых в привиденных выше примерах, среди улемов и всех мусульман распространились о них разные мнения. Затем, дабы положить конец таким разговорам, появилась необходимость сделать выводы в отношении захиритов и довести их до масс. Приведем некоторые из таких выводов:
Имам Захаби пишет об отношении улемов к захиритам следующее:
«Среди улемов бытуют два мнения об учитывании заявлений Давуда и его последователей:
1. Слова тех, кто считается с их несогласием:
«Мы считаемся с их противоположным мнением не из-за того, что их несогласия представляют собой аргумент, а чтобы рассказывать о них. Некоторые из их противоположных мнений приличны, некоторые сильны, а некоторые – недостойны внимания. Их своеобразные расхождения являются из категории противоречия с иджмаъ, основанного на предположении (зонн)».
2. Слова тех, кто не считается с их разногласием:
«Они относятся к простонародью или похожи на шиитов в частных вопросах фикха. Не обратим внимания на их слова. И не будем противоречить им. Не придадим значения их книгам. Тем, кто спрашивает фатву, не станем советовать обращаться к ним. Если будут предавать огласке такие вопросы, как нанесение масха на ноги, недействительность которых очевидна, мы осудим их и проучим и заставим мыть ноги».
Абу Исхак Исфарайни пишет:
«Согласно утверждению большинства улемов, они, то есть отрицающие кийас, не достигают уровня иджтихада и не допускается назначать их на должность судей (кази)»
Абу Мансур Багдади передает от Абу Али ибн Абу Хурайры и группы шафиъитов:
«Противоречия Давуда и других подобных ему отрицателей кийаса не достойны внимания».
Имамул Харамайни[3] Абул Маъали говорит:
«Согласно решению ахлут тахкик[4], безусловно, отрицатели кийаса не считаются ни улемами уммы, ни носителями шариата…»
Можно и дальше приводить подобные высказывания. Однако основная цель не состоит в том, чтобы находить недостатки захиритов. Она состоит в том, чтобы осознать, к каким нежелательным последствиям может привести выбор неправильного пути при понимании и толковании Священного Куръана и Сунны Пророка алайхиссалам, а также религиозных текстов и вынесении по ним положений шариата, излишнее рвение к поверхностному – буквальному пониманию текстов. Именно поэтому захиритский мазхаб не смог добиться признания мусульманской уммы. Этот мазхаб не смог удостоится почтения со стороны мусульманской уммы, которого удостоились четыре мазхаба фикха, принадлежащие мазхабу Ахлус сунна вал джамаа. И через некоторое время он пришел в упадок. Но несмотря на исчезновение самого мазхаба Захирия, время от времени в силу разных причин пробуждаются некоторые из идей захиритов.
[1] Кулах – перс. «шапка», головной убор, наподобие колпака; общее название предмета одежды, прикрывающего голову.
[2] Масхи (арабск. хуфф, также ичиги) – легкая обувь без каблуков на мягкой подошве, с особыми характеристиками, позволяющими наносить на нее масх во время совершения омовения.
[3] Имамул Харамайн – досл. «имам двух заповедных»; имам двух Заповедных Мечетей – Заповедной Мечети в Священной Мекке и Мечети Пророка в Лучезарной Медине.
[4] Ахлут‑тахкик (тахкик – досл. «исследование», «установление истины») – люди, проверяющие, исследующие что-либо досконально.
Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.