Передается от Джарира ибн Абдуллаха радияллаху анху:
≪Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Тому, кто установит в Исламе прекрасную сунну, которая будет соблюдаться после него, будут записаны столько воздаяний, сколько воздастся тем, кто следовал этой сунне. При этом их воздаяния нисколько не уменьшатся. Тому, ктоустановит в Исламе какую-либо скверную сунну, которая будет соблюдаться, будут записаны столько грехов, сколько записано тем, кто совершал эти греховные деяния. При этом их грехи нисколько не уменьшатся≫.
Передали Муслим, АбуДавуд и Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис передал Джарир ибн Абдуллах радияллаху анху Как было сказано в первом томе нашей книги под названием ≪Введение≫, слово ≪сунна≫ означает путь, манеру и обычай. Этот хадис показывает, что в Исламе возможно создание сунны, которая может быть положительной или отрицательной. К этому вопросу следует относиться осторожно, часто люди находят в этом важном вопросе неправильный, искаженный смысл. Мы всегда говорим, что Ислам является совершенной религией, что в нем мы несомненно найдем решение каждого жизненного вопроса. А теперь говорим, что в Исламе можно создать хорошее или плохое новшество. С плохим новшеством все ясно. Все, что противоречит религии, будет плохим новшеством. Все это осуждают. Но как мы должны понимать хорошее новшество? Если оно позволительно, значит ли это, что в Исламе имеются недостатки? Или не должно быть ни хорошего, ни плохого новшеств вообще? Некоторые, отвечая на последний вопрос, твердят, что в Исламе не должно быть ни хороших, ни плохих нововведений.
В пользу своего данного утверждения они приводят хадис Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о том, что ≪Каждая бидъа (нововведение) является заблуждением, каждое заблуждение - в аду≫. Слово ≪бидъа≫ означает ≪ересь, новшество ≫. Поэтому, говорят они, все должно быть так, как было при Пророке саллаллаху алайхи васаллам. Улемы ахли сунна вал джамаа считают, что этот хадис разъясняет смысл хадиса ≪Каждая бидъа является заблуждением, каждое заблуждение - в аду≫.В хадисе, где говорится ≪каждая бидъа - заблуждение ≫, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам имел в виду плохую бидъу. Это видно по хадису, рассматриваемому нами, говорят ученые. Вначале Пророк саллаллаху алайхи васаллам в общих чертах сказал: ≪Каждая бидъа является заблуждением, каждое заблуждение - в аду≫.
А позднее, уже в хадисе, изучаемом нами, изложил, что появляющиеся новшества в религии могут быть положительными или отрицательными. Поэтому в хадисе ≪каждая бидъа - заблуждение≫ имелась в виду скверная бидъа. Теперь перейдем к вопросу: если в Исламе можно создать хорошую сунну, то как же понимать и совместить с этим наше утверждение о совершенстве религии Ислам? Для некоторых, кто не понимает истинный дух Ислама, это может показаться недостатком и изъяном. Но на самом деле это свидетельствует об абсолютном совершенстве Ислама. В Куръане и сунне подробно изложены основные правила и дух шариата, подробно приведены положения, не касающиеся человека. Наряду с этим, оставлены открытыми для иджтихада мусульман некоторые частные вопросы, которые изменяются в жизни человека по мере изменения места и времени. Такие вопросы решают на основе указаний Куръана и сунны ученые-муджтахиды того места и времени, где эти вопросы возникли. Конечно же, в Куръане и сунне не предусмотрено привести список всех происходящих до конца света случаев и их решений. В них указаны основные, неизменные принципы, не зависящие от иджтихада человека, и разъяснены истинные правила и общий дух Ислама.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф