Согласно словарю, слово «байъат» переводится как «купля-продажа». В шариате под словом «байъат» понимается обещание в подчинении Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Это получило название «байъат» именно потому, что при этом человек взамен обещания о подчинении как будто «покупает» от Всевышнего воздаяние — саваб.
Обычно, при заключении торговой сделки, при купле-продаже стороны обмениваются рукопожатием. Также при байъате человек, совершающий байъат Пророку саллаллаху алайхи васаллам, давал свою руку, что означает заключение байъата. Как видно, здесь абсолютно не уместны понятия «присяга» или «клятва». Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и праведных халифов и начала правления умавийев (омейядов) никто даже на задумывался о клятве при совершении байъата. Первым в истории Ислама принятие присяги при байъате попытался внести полководец умавийев Хаджжадж ибн Юсуф Сакафи.
Следовательно, часто встречающиеся русские переводы байъата как «присяга» или «клятва» являются серьезной ошибкой из-за незнания арабского языка и истории Ислама.
После Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам была продолжена традиция байъата его халифам. Еще позже процедура байъата также стала проводиться и в отношении руководителей определенного уровня.
Автор комментируемой нами книги посвятил байъату отдельную главу своей книги «Ислам и ийман», учитывая, что байъат является важным фактором в Исламе и иймане. Другие мухаддисы, в том числе и имам Бухари, включили хадисы о байъате в «Книгу об иймане».
Всевышний Аллах говорит:
«Поистине, те, которые совершают с тобой байъат, совершают байъат с Аллахом. Рука Аллаха над их руками» (сура «Фатх», аят 10).
Пояснение: Этот аят суры «Фатх» был ниспослан во время заключения «Худайбийского соглашения» о мире. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вместе с тысяча четырехстами сподвижниками направился в сторону Мекки для совершения умры. Они остановились в местечке Худайбийа. Обе стороны отправили друг к другу своих представителей.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам послал в Мекку Усмана ибн Аффана радияллаху анху. Долгое время о нем не было никаких вестей и тогда стали распространяться слухи о том, что мушрики его убили. Ситуация осложнялась и предвещала неизбежное вооруженное столкновение. Именно в этот очень ответственный и опасный момент было необходимо, чтобы мусульмане проявили самоотверженность, верность Исламу и совершили байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам, стоя под деревом, принимал байъат, Всевышний Аллах ниспослал аяты, свидетельствующие о Его довольстве их действиями.
Будет целесообразным изучить полный текст этого аята. Всевышний Аллах в суре «Фатх» сказал:
«Поистине, те, которые совершают с тобой байъат, совершают байъат с Аллахом. Рука Аллаха над их руками. А кто нарушил, то поистине, нарушает во вред себе. А кто остался верен в то, о чем заключил завет с Аллахом, то непременно даст Он ему великое вознаграждение!» (аят 10).
В этом аяте речь идет о байъате Худайбийского соглашения. Пророк саллаллаху алайхи васаллам призвал сподвижников к байъату после того, как распространились слухи о том, что мушрики убили почтенного Усмана. В связи с тем, что в тот момент Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам находился под деревом Самура, этот день назван «Йавму шаджара» (досл. «День дерева»), а сам байъат назван как «Байъат под деревом».
Сподвижник Маъкал ибн Ясар радияллаху анху сказал: «В «День дерева», когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам принимал байъат, я держал над его головой ветку, тогда нас было тысяча четыреста человек».
Первым совершил байъат сподвижник по имени Абу Синан ал-Асади. И каждый сподвижник, держа руку Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, дал обет не бежать с поля боя и быть готовым пожертвовать своей жизнью во имя Ислама. В священном Куръане объясняется, байъат Пророку саллаллаху алайхи васаллам — это не что иное, как байъат Самому Всевышнему Аллаху. То есть даже если не станет Пророка, то Всевышний Аллах вечен, и обет останется в силе.
С другой стороны, этот байъат — необычный байъат, а байъат Самому Всевышнему, посему тот, кто нарушит его, тот нарушит обещание, данное Аллаху, чем нанесет большой вред самому себе. Несомненно, от нарушения этого байъата Всевышний Аллах нисколько не пострадает, ибо Он Самодостаточный и не нуждается ни в чем. Вред будет причинен тому, кто нарушит байъат. Гнев и наказание Аллаха обрушатся на него, ибо Всевышний Аллах любит верных своему слову людей. Поэтому в конце аята говорится:
«А кто остался верен в то, о чем заключил завет с Аллахом, то непременно даст Он ему великое вознаграждение».
Этот аят свидетельствует о величайшей важности байъата Пророку в жизни исламской уммы.
В традиции последователей тасаввуфа (суфизма) байъат между муридом и шейхом о признании учеником своего наставника, во время которого он держит его руку, называется «давать руку».
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.