2. «Не будете воровать…».
Тот факт, что сразу после вопроса о недопущении ширка в отношении Аллаха упоминается отказ от воровства, свидетельствует о том, насколько распространенным является это преступление и насколько актуальной является проблема борьбы с ним.
3. «Не станете прелюбодействовать…».
Разврат, фахш, как и воровство, являются грехом, наносящим огромный вред человечеству, поэтому они и стоят рядом. Следует отметить, что во многих хадисах воровство и прелюбодеяние упоминаются в таком же порядке. Возможно, это объясняется тем, что прелюбодеяние является разновидностью воровства.
4. «Не будете убивать своих детей…».
В те времена было распространено убийство детей из опасения голода. Опасаясь позора из-за того, что, попав в плен во время войн, женщины-родственницы станут наложницами врагов, было принято убивать даже «лишних» новорожденных девочек. Ислам выступил против этого обычая с самых первых дней. Поэтому в ходе самого первого байъата Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам требует от своих сподвижников обещания не допускать убийства своих детей.
5. «Не приведете клевету, измышляя его между вашими руками и ногами...».
Точно такое же выражение имеется в «Байъате женщин». Там оно использовано в значении того, что женщины, родившие ребенка в результате прелюбодеяния, нередко обманывают своих мужей, уверяя: «Этот ребенок от тебя». Здесь речь идет о недопустимости любого ложного свидетельства, которое только может исходить от человека. Наличие этого условия в байъате показывает абсолютное неприятие ложного свидетельства в Исламе.
6. «Не ослушаетесь относительно одобряемого...».
В данном случае слово одоряемое («маъруф») означает общеизвестные нормы, неисполнение которых для мусульман является очевидным грехом.
При внимательном рассмотрении видно, что пять из шести требований, выдвинутых Пророком саллаллаху алайхи васаллам при принятии байъата, относятся к освобождению от отвратительных обычаев доисламского периода невежества. Главным вопросом является отказ от ширка в отношении Аллаха, ибо этот грех является матерью всех грехов эпохи невежества (джахилийи). Наряду с ним называются и самые негативные социальные пороки и деяния, разрушающие устои здорового общества, а именно: воровство, прелюбодеяние, убийство своих детей и клевета.
Хадис свидетельствует о стремлении Ислама очистить людей от порочных пережитков невежества. И в первую очередь, люди должны были отказаться от ширка, стать единобожниками, отказаться от свойственных мушрикам злонравных обычаев и обрести новые качества правоверных мусульман — верующих, во всем послушных своему Создателю.
А уже после этого была поставлена задача совершения благих деяний. Несомненно, одно дело давать обещание, но совсем другое — соблюсти его. Кто-то способен на это, а кому-то не под силу.
Учитывая все возможные ситуации, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит следующее:
«Кто же из вас будет верен, то его вознаграждение на Аллахе».
Тот, кто будет полностью все условия, оговоренные в байъате, получит за это воздаяние от Самого Всевышнего Аллаха.
Тот, кто совершит одно из греховных деяний, перечисленных в байъате, станет грешником, но получит за это соответствующее наказание согласно шариату в этом мире, и его грех будет смыт.
Конечно, это не относится к тем, кто станет вероотступником (муртад) и выйдет из религии. По законам шариата муртад должен быть казнен. Однако при этом, он умрет кафиром и в результате этого его грех не будет смыт. Поскольку Аллах Всевышний однозначно сказал в Куръане, что не прощает ширк.
«Кто совершит из этого что-либо, а потом (это) скроет Аллах, то это — к Аллаху. Если Он пожелает, простит ему, а если пожелает — накажет его».
Если, к примеру, кто-то совершил грех, о котором никто не узнал и это осталось тайной, то значит, Всевышний Аллах скрыл его деяние. Такое деяние остается на суд Всевышнего. Если Всевышний Аллах пожелает, простит его, а если пожелает — накажет.
Услышав эти слова от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, Убада ибн Сомит и бывшие с ним согласились с этими условиями и заключили байъат с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Об этом он сказал:
«И мы совершили байъат ему об этом».
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Байъат является важным фактором жизни по шариату.
2. Мусульманин должен обещать, что отказывается от греховного и будет стремиться к добродетели.
3. Первостепенным является недопущение ширка в отношении Всевышнего Аллаха.
4. Воровство — одно из самых тяжких грехов.
5. Прелюбодеяние также является одним из самых тяжких грехов.
6. Ложь и клевета — тяжелые грехи.
7. Необходимо избегать грехов.
8. Грех человека прощается после получения им соответствующего наказания согласно шариату.
9. Решение участи человека, совершившего грех, о котором никто не узнал и за который человек не получил соответствующего наказания в земной жизни, оставляется на Суд Всевышнего Аллаха.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.