В терминологии факихов сунной называются те изречения и деяния Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, которые не являются фардом или ваджибом.
Сунна, согласно терминологии факихов, есть противоположность бидъы (нововведения в шариате). Хорошо известно, что на основе исходивших от Пророка саллаллаху алайхи васаллам действий и высказываний сформулированы фард, ваджиб и другие положения шариата. Следовательно, с точки зрения факихов, сунной является не все, что говорил или делал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, и не все то, что имеет основание считаться положением шариата. Сунной является только то из этих изречений и деяний, что по своему уровню следует после фарда и ваджиба.
На вопрос о том, каково определение сунны согласно терминологии факихов, мы отвечаем, опираясь на учение факихов, что это некатегоричное требование шариата, за исполнение которого человек заслуживает саваб (вознаграждение), а за неисполнение не наказывается.
Из этого совершенно ясно, что сунна в данном понимании включает в себя только одну весьма ограниченную часть из того, что исходило от Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Следовательно, никто не имеет права утверждать, дескать, раз уж за исполнение сунны человек заслуживает саваб, а за неисполнение не наказывается, то мы будем следовать тем из изречений и деяний Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, которым захотим! Нам следует владеть полной и правильной информацией о сунне, а не доверяться всяким измышлениям неученых людей.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.