Для устранения недоразумений вокруг вопросов, относящихся к сунне, очень важно правильно понимать используемые в хадисоведении термины и уметь определять их тонкие различия. Да, дорогие читатели, мы часто используем слово «сунна», но задумываемся ли мы над тем, что «сунна» имеет различные смысловые значения? В терминологии мухаддисов оно одно, ученых основ фикха — другое, и факихов — третье. Если до сего дня мы не ведали эту научную истину, теперь нам следует это знать. Слово «сунна» в каждой из указанных наук обретает разные значения. Только тот, кто понимает все тонкости этих значений, может понять их различия и получить возможность выбора правильного пути в нужном направлении.
Давайте и мы попытаемся разобраться в этом вопросе. С помощью Аллах, может, что-то поймем.
«Сунна» в терминологии мухаддисов
В терминологии мухаддисов сунной называются изречения, действия, безмолвные одобрения (такрир), сведения о внешности, нраве и сийре Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в том числе относящиеся ко времени до его становления пророком.
И в самом деле, читая сборники хадисов, наряду с изречениями, деяниями Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и одобрениями им действий почтенных сподвижников, мы узнаем также данные о телесном сложении, внешности Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а также о его таких качествах, как прекрасный нрав, терпеливость, кротость, скромность, исключительная благонадежность. Ученые-мухаддисы через утвердившиеся предания, изложенные ими в своих книгах, донесли до нас — уммы Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам — сведения о его жизненном пути, иными словами, всю его биографию.
Само собой разумеется, невозможно, чтобы мусульмане применяли на практике в своей жизни все, что изложено мухаддисами в сунне. К примеру, предания о сложении и внешности нашего Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам представляют собой сведения, которые предназначены для того, чтобы мусульмане хранили в своих сердцах образ своего любимого Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Несомненно, переданные в хадисах сведения о том, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам имел сложение определенной формы, не означает, что каждый мусульманин обязан сделать так, чтобы его сложение было таким же. Подобно этому никто не говорит и того, что мы, следуя Пророку саллаллаху алайхи васаллам, должны совершать таханнус (богослужения по своему усмотрению), сидя в пещере Хира, как это делал он, о чем также рассказывается в хадисах.
Таким образом, наши мухаддисы считали сунной любую информацию, имеющую отношение к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, и стремились собрать, уточнить и проверить каждую такую информацию, а также самих передатчиков этих сведений. Несомненно, все это огромная заслуга мухаддисов, которые много труда вложили в данное дело. Об этом мы говорили и выше. Однако следует еще раз отметить, что, изучив и собрав хадисы, мухаддисы выполнили свою задачу.
Далее уже ученые-факихи определяли и поясняли, какие положения шариата вытекают из хадисов, какие из них служат основанием для заключения о положении фард, а какие — для положения ваджиб и т.д.
Уместно также напомнить еще об одной научной истине. У большинства людей складывается впечатление, что сначала хадисы были собраны и систематизированы мухаддисами, а затем факихи выводили (разрабатывали) на их основе положения шариата.
В действительности же факихи формулировали положения шариата только после того, как тщательно изу-чили хадисы. Это было до их систематизации. В последующем мухаддисы на основе своих методов приступили к систематизации хадисов, написанию книг согласно тематике и иным принципам.
Об этом свидетельствует и тот факт, что самый знаменитый факих имам Абу Ханифа рахматуллахи алайхи умер в 150 г.х., тогда как самый знаменитый мухаддис имам Бухари рахматуллахи алайхи родился только в 194 г.х.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.