Передается от Муавии радияллаху анху: ≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Того, кому Аллах соблаговолил добро, сделает факихом в религии. Поистине, я всего лишь распределитель, дает лишь Аллах. Поистине, эта умма до прихода дела Аллаха (конца света) будет стоять в повиновении воле Аллаха. Их противники не смогут им навредить≫. Передали четверо. Пояснение: Этот хадис передается от Муавии ибн Абу Суфяна радияллаху анху. Сначала познакомимся с ним. Муавия ибн Абу Суфян ибн Харб Кураши ал-Умави (куня - Абу Абдуррахман), из племени Курайш, основатель государства омейядов. Сын Хинд бинти Утба ибн Рабийъа. Принял Ислам в восьмом году хиджры в день Фатха. Был одним из писарей божественных ниспосланий (вахий) у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, участвовал вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам в походе Хунайн.
Является одним из великих фатихов (открывателей) Ислама. Осуществленные им открытия дошли до Атлантического океана. Был назначен военачальником исламской армии во время халифата Абу Бакра радияллаху анху. Долгое время был наместником в Сирии (во времена Умара ибн Хаттаба радияллаху анху четыре года, во время Усмана радияллаху анху - 12 лет, во время Али радияллаху анху - почти 4 года). Именно в это время назрел конфликт между ним и Али радияллаху анху. Муавия объявляет себя халифом в Сирии. Это дело кончится гибелью Али радияллаху анху. После чего народ совершит байъат Хасану радияллаху анху. Однако Хасан радияллаху анху, с целью искоренить распри, в 41 году хиджры отречется от халифата в пользу Муавии. Всего Муавия радияллаху анху передал 163 хадиса. От него хадисы передавали Абдуллах ибн Аббас, Абу Дарда, Джарир ибн Абдуллах, Нуъман ибн Башир, Абдуллах ибн Умар, Абдуллах ибн Зубайр, Абу Саъийд ал-Худри, Саиб ибн Язид, Абу Умама ибн Сахл, из табиъинов - Саъийд ибн Мусаййиб, Халид ибн Абдуррахман, Ибн Сирийн и другие. Известна молитва Пророка саллаллаху алайхи васаллам о нем: ≪О Аллах, сделай Муавию наставляющим на путь истинный, нашедшим наставление пути истинного и через него наставь на путь истинный других≫. Умар ибн Хаттаб назвал Муавию арабским Кисро (кисро - персидский повелитель). Абдуллах ибн Аббас сказал о нем: ≪Муавия был факихом в религии≫.
Муавия ибн Абу Суфян радияллаху анху умер в 60 году хиджры в Сирии. Автор рахматуллахи алайхи приводит этот хадис, потому что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам излагает здесь достоинство человека, одаренного знаниями в религии. Слово ≪фикх≫ в словаре означает доскональное понимание какой-либо вещи до самых тонких нюансов. Отсюда и значение слова ≪фикх≫ в религии - доскональное и глубокое понимание предписаний шариата. Человека, владеющего такими навыками, называют ≪факих≫.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит: ≪Того, кому Аллах соблаговолил добро, сделает факихом в религии≫. Быть факихом - это большое счастье для человека. Это признак того, что Всевышний Аллах пожелал ему добра. Значит, религиозные знания даются человеку Самим Аллахом. Поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам в продолжение своих слов говорит: ≪Поистине, я всего лишь распределитель, дает лишь Аллах≫. Это означает: ≪Я лишь доставляю знание≫, переданное Аллахом. На самом деле знание дает Аллах. продолжение хадиса делает великое пророчество своей умме - нам с вами. Говоря о будущем мусульманской уммы, он саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Поистине, эта умма до прихода дела Аллаха (конца света) будет стоять в повиновении воле Аллаха. Их противники не смогут им навредить ≫.
Эти слова представляют собой великое пророчество. Это утвердительное известие о том, что мусульманская умма сохранит до конца света свою повинность велениям Аллаха. Возможно, не все мусульмане одинаково будут блюсти веления Аллаха. Однако совершенно ясно, что до конца света среди исламской уммы будут те, кто будет строго соблюдать предписания Аллаха. Разумеется, будут и противники исламской уммы. Но самое главное, противники не смогут навредить исламской умме. Совершенно очевидно, что это является величайшим чудом Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Другой человек не смог бы высказать это в то время, когда исламская умма была очень слаба. На протяжении более тысячи четыреста лет жизнь продолжает подтверждать это пророчество Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Арабские идолопоклонники, с самого начала договорившись и объединив свои силы, тщетно пытались стереть с лица земли Ислам и мусульман.
Все показатели, все параметры предвещали о поражении мусульман. Однако волею Аллаха малочисленные, слабые мусульмане победили многочисленных, сильных язычников. В Аравийском полуострове сверглось знамя язычников, начало веять знамя Ислама. Римская и Персидская империи, претендовавшие в то время на мировое господство, начали изыскивать возможности, чтобы смести с лица земли молодое исламское государство. Чем это кончилось, известно всем. Эти два сильных царства пали, люди, проживавшие на занятых ими территориях, насладились исламской справедливостью. И после этого различные силы и строи попытались навредить Исламу и мусульманам. По человеческим меркам во многих таких сражениях было абсолютно очевидным, что враги Ислама достигнут своей цели. Силы были не равны, условия были другими. Каждый раз предполагалось, что вот теперь нанесен решающий, сокрушительный удар против Ислама. И даже мусульмане, не ведавшие об этом пророчестве Пророка саллаллаху алайхи васаллам, теряли надежду. Однако каждый раз усилия врагов нанести вред исламской умме терпели крах. Пророчество Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам находило свое подтверждение. Монгольские захватчики обрушились на мусульманский мир, как стихийное бедствие.
В Хорезме, Бухаре и Самарканде они истребили людей так, как бритва бреет голову, писали историки. Тогда распространилась поговорка: ≪Верь, если говорят, что небо упало на землю, но не верь, если говорят, что мусульманин одолел монгола≫. Как повествуют историки, доходило то того, что одно лишь упоминание о монголах наводило на людей ужас, у них отнимались руки и ноги. Бывали и такие случаи, когда, встретив мусульманина, монгол говорил: ≪Эй мусульманин, подожди, я сейчас схожу за своим мечом, вернусь и убью тебя≫, и пока ходил за своим мечом, возвращался и рубил мусульманина, тот стоял неподвижно, как околдованный. Иногда, целая толпа мужчин мусульман в ошеломлении молча наблюдали, пока их до единого не убивала одна женщина-монголка.
Большинство мусульман подумали, что монголы - это появление перед концом света народа яьжуж- маьжуж и считали, что конец света близок. ученые, как Изиддин ибн Абдуссалам, такие военачальники, как Саййид Кутуз, призвали мусульман к покаянию, соблюдению Куръана и сунны, борьбе против врага. После нанесения сокрушительного удара монголам в местечке Айни Джалут, мусульмане, придя в себя, освободили мусульманские края от захватчиков. А множество монголов, приняв Ислам, стали приличными мусульманами. Пророчество Пророка саллаллаху алайхи васаллам еще раз нашло свое подтверждение и проявилось чудо его предсказаний. Крестоносцы в своих походах истребили всех мусульман до единого в стране Андалусия, являвшейся почти на протяжении восьмисот лет землей мусульман. Каждый, кто назывался мусульманином, был зарублен мечом. Цвет воды Средиземного моря изменил свою окраску из-за крови андалусских мусульман, бежавших из своих земель в сторону Северной Африки. Вдохновленные победами в Андалусии крестоносцы начали поход на исламский мир с целью окончательно стереть с лица земли Ислам и мусульман. Они полностью захватили Ближний Восток, Палестину и Сирию. Там они учинили такое изуверство, которого доселе не делал никто.
Тогда все посчитали: ≪Все кончилось, теперь Ислам исчезнет с лица земли≫. Но такие настоящие мусульмане, как Нуриддин Занги, Салахуддин Айюби, исправив ошибки, на основе Куръана и Сунны вновь перевоспитали мусульман в духе борьбы и призвали их освободить земли Ислама от крестоносцев. После продолжительного нашествия они прогнали прочь крестоносцев и освободили родину Ислама. Увидев их мужество, храбрость и человечность, некоторые крестоносцы обратились в мусульманство. Однако дух крестового похода продолжился. Европейские государства, достигшие под влиянием мусульман средневековой эпохи научного Возрождения, с устремлениями разделить между собой мир, захватили отдалившиеся от Куръана и сунны исламские страны, пребывавшие в забвении.
Пророчество Набий саллаллаху алайхи васаллам является истиной: ≪Поистине, эта умма до прихода дела Аллаха (конца света) будет стоять в повиновении воле Аллаха. Их противники не смогут им навредить ≫. Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Призыв стать факихом, досконально и глубоко изучив Ислам.
2. Быть факихом в Исламе - это высочайший дар Аллаха.
3. Исламская умма до конца света будет следовать велениям Аллаха.
4. Никто не сможет навредить исламской умме. Как же мы нуждаемся в настоящее время в мудрости этого хадиса!
Почему же среди нас почти нет тех, кто до всех тонкостей понимает предписания нашей веры? Почему же среди нас почти нет тех, кому Аллах пожелал блага? Или нет нужды, чтобы Аллах соблаговолил нам блага? Нет ли необходимости досконально, до всех тонкостей и нюансов понимать каноны Ислама? Это нестерпимо плачевное состояние. Если мы считаем себя мусульманином, надеемся на милость Аллаха в Судный день, мы должны стараться изучить Ислам полностью. Мы должны стремиться стать одним из тех людей, кому Всевышний Аллах соблаговолил добро. Для этого мы должны следовать этому хадису.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.