Передается от Ибн Умара радияллаху анху: ≪Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Трое шли в пути. Пошел дождь. Они вошли в горную пещеру. Так, с горы упала каменная глыба и перекрыла им выход из пещеры. Они сказали друг другу: ≪Посмотрите на свои прошлые праведные деяния, осуществленные ради Аллаха, и взмолитесь Аллаху, взывая ими. Возможно, Он даст вам высвобождение ≫. Один из них сказал: ≪О Аллах! Поистине, у меня были пожилые родители. У меня были и малолетние дети. Я им всем угождал. Когда я возвращался к ним, то доил молоко и прежде чем давать детям, я поил своих родителей. Однажды, опоздав, я не смог придти до поздней ночи. Придя, увидел, что они оба уснули. Как обычно, надоил молоко и подождал у изголовья родителей, чтобы не разбудить их. Не посчитал нужным напоить детей. Дети кричали у моих ног из-за голода. Я стоял так до утра. И если Ты знаешь, что я сделал это ради Твоего довольства, то открой нам щель, чтобы мы увидели небо≫. Так, Аллах открыл щель. Через нее увидели небо. Другой сказал: ≪О Аллах! Я был так сильно влюблен в дочь своего дяди (по отцу), как только мужчины могут сильно любить женщин. Так, я потребовал ее. Она отказалась. Она попросила меня дать ей сто динаров. Я, накопив деньги, пришел, схватил ее и устроился между ее ног. Тогда девушка сказала: ≪О раб божий! Побойся Аллаха! Не вскрывай кольцо, не оплатив его дань!≫. Я встал с места. Если Ты знаешь, что я сделал это ради Твоего довольства, то открой нам еще большую щель≫. Так, (Он) еще больше открыл щель. Третий сказал: ≪Я нанял наемника за один фа- рак (мера веса) риса. После выполнения работы он сказал: ≪Дай причитающееся мне≫. Я показал ему его заработок. Он не был склонен взять. Я стал продолжать сеять тот рис. За счет этого я заработал несколько коров и пастухов. Он (наемник), вернувшись, сказал: ≪Бойся Аллаха!≫. Я сказал ему: ≪Те коровы с пастухами - твои, бери их≫. ≪Бойся Аллаха! Не надсмехайся надо мной!≫- сказал он. ≪Я не надсмехаюсь над тобой, бери≫, - сказал я. Он взял. Если Ты знаешь, что я сделал это ради Твоего довольства, тогда открой нам и оставшуюся часть≫. Так, Аллах открыл≫.
В другом предании: ≪Вышли и пошли≫. Передали два шейха и Насаи.
Пояснение: Этот благословенный хадис повествуется от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху. В этом прекрасном хадисе, изложенном в кратком стиле, речь идет о том, как хорошее деяние, осуществленное с ихласом, может приносить пользу не только в загробном мире, но и в этой жизни. Отмечается, что праведные деяния мусульманина могут искоренить выпавшие на его долю трудности. Пророк саллаллаху алайхи васаллам старался излагать вероучения Ислама всеми доступными для понимания людей способами. Иногда он своим чрезвычайно изящным красноречием заставлял всех плакать, приводя в трепет сердца, иногда приводил примеры про прошлые уммы. В этом хадисе, который мы изучаем, нужный смысл передается им в виде истории, пережитой некоторыми лицами. Конечно, такой стиль возымеет соответствующее воздействие. Понимание смысла в таком роде изложения протекает легче, впечатления от него будут сильнее. Трое, следуя в пути, остались под дождем. Они вошли в пещеру под горой. Вдруг с горы скатиласьбольшая каменная глыба и перекрыла выход из пещеры, в котором они укрылись. Они оказались в трудном положении. Рядом никого, они внутри горной пещеры. Невозможно даже позвать на помощь. Выход из пещеры закрыл огромный камень. Откуда же у них взять сил, чтобы скатить или сдвинуть его! У них нет другого выхода, кроме как взмолиться Аллаху. Однако умолять Аллаха можно по-разному. Какому из молений Своего раба Аллах внемлет быстрее всего? Долго думая, исходя из своего положения, они пришли к единому мнению.
≪Посмотрите на свои прошлые праведные деяния, осуществленные ради Аллаха, и взмолитесь Аллаху, взывая ими. Возможно, Он даст вам высвобождение ≫. Они посчитали для себя недостойным просто умолять Аллаха. Они решили просить Аллаха, взывая к Нему посредством своих праведных деяний, осуществленных в жизни. Один из них взмолился Аллаху, вспоминая свое доброе отношение к родителям. Он с искренним ихласом, уважением служил своим пожилым родителям ради довольства Аллаха, ибо таково Его веление. У него были и маленькие дети. Каждый день, вернувшись с работы и надоив овец, он сначала с почтением поил молоком своих родителей, а потом своих детей. Как видно, у них не было другой еды. Однажды он вернулся поздно и увидел, что родители уже спят. Как обычно, он надоил молоко и принес к изголовью своих родителей. Но не стад их будить, решив не нарушать их сон. Он остался стоять там же, думая, что если они проснутся голодными, могут его обыскаться. Он не стал спать, хотя устал от дневной работы. Он терпел и то, что дети плакали от голода, прося молоко, не мог дать им молока, опасаясь оставить голодными своих родителей. Так он до утра простоял у изголовья своих родителей.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.