1445 год 17 Шаввал | 2024 год 26 апрель, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Акийда

Када и Кадар (предопределение и предустановление). Часть 5.

09:30 / 05.11.2019 2168 Режим чтения + -

2. «Уверует в смерть».

То есть признает, что смерть истинна. И веруя в это, станет жить, думая о ней. Наверное, нет нужды в подчеркивании того, что такое верование является долженствующим — ваджиб — убеждением, необходимым для каждого человека. Нельзя ожидать хорошего от человека, который не верит в смерть и живет, не думая о ней. Недаром о плохих людях в народе говорят «неужели он думает, что не умрет». Это значит, что зло такого человека исходит от отсутствия его веры в смерть. Именно потому, что раздумья о смерти очень важны для каждого человека, среди четырех важных атрибутов веры Пророк алайхиссалам на втором месте после верования в Аллаха и Его Посланника указывает верование в смерть.

3. «Уверует в воскрешение после смерти».

Если нет такой веры, то нет необходимости и в вере в смерть. Веровать в воскресение после смерти — значит верить в расчет за совершенные деяния. А это в свою очередь, является фактором, побуждающим человека постоянно совершать благие дела. Не будет преувеличением, если скажем, что все злодеяния в мире в основном совершаются из-за отсутствия или слабости веры в воскрешение после смерти. Именно поэтому вера в воскресение после смерти в этом благородном хадисе отмечается особо.

4. «Уверует в предустановление».

Это еще одно утверждение того, насколько важным является вера в предустановление. Об этом мы говорим с самого начала данной главы.

Передается от Абу Аззы радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Когда Аллах предопределит рабу смерть в каком-то месте, то устраивает там для него какую-нибудь нужду».

Последние два хадиса передал Тирмизи.

В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам излагает истину предопределения и предустановления, и то, что предустановление устраивает Сам Всевышний Аллах.

Например, если смерть одного человека была предопределена и предустановлена в конкретном месте, то Аллах устроит ему в этом месте условия для удовлетворения какой-нибудь его потребности. Раб пойдет туда с целью удовлетворения этой своей потребности и там найдет свою предопределенную смерть.

В таких случаях в народе говорят: «Очевидно, наступил его конец, раз сам пошел за своей смертью», или «Смерть привела его».

Это показывает, насколько Всевышний Аллах является устроителем и насколько лишен раб этого качества.

Это показывает, насколько безгранично знание Всевышнего Аллаха и насколько невежествен человек.

Это показывает, насколько Всевышний Аллах могущественен и насколько беспомощен Его раб — человек.

О такой разнице между качествами Господа и Его рабов с точки зрения кадā и кадара можно говорить относительно каждого явления, каждого действия. Именно по этой причине Ислам уделяет особое внимание уверованию в предопределение и предустановление. Уверование в это учение считается одной из основ иймана.

В этой главе, посвященной вопросу предопределения и предустановления, мы изучили один священный аят и более десяти благородных хадисов. Безусловно, это не все аяты и хадисы, разъясняющие предопределение и предустановление. Но суть вопроса, его основные направления были рассмотрены всесторонне. Исходя из этого, можно сделать некоторые выводы.

Прежде всего нужно сказать, что нельзя вынести решение (хукм) по какому-либо вопросу, основываясь лишь на одном или нескольких хадисах. По мере возможности нужно высказывать суждения только после всестороннего изучения вопроса.

Если при рассмотрении одних хадисов этой главы может показаться, что раб не обладает никакой свободой воли, то при рассмотрении других все может показаться наоборот.

В одних разъясняется отношение к предопределению и предустановлению в связи с предстоящими делами, а в других разъясняется, как нужно относиться к предопределению и предустановлению после того, как действие уже осуществлено.

Наличие в аятах и хадисах понятий, излагающих вопрос предопределения и предустановления, но кажущихся с виду принуждением и вольностью, стали причиной тому, что в понимании этого вопроса некоторые сошли с верного пути. Часть таких людей утверждала: «В этом мире все деяния раб совершает не по своей воле, а по принуждению».

Люди, придерживающиеся такого мнения и убеждения, являются представителями мазхаба Джабрийа[1]. Одной из видных групп этого мазхаба является категория джахмитов, которую основал Джахм ибн Сафван Самарканди.  Другие, в противоположность мазхабу Джабрийа, говорят: «Человек свободен во всех своих делах, совершает действия только по своей воле, и сам творит свои деяния». Они именуются «кадарийа» (отрицающие предустановление — кадар), а основателями этого мазхаба являются муътазилиты. И представители Кадарийа, и представители Муътазилийа считаются заблудшими. А мазхаб Ахлус сунна вал джамаъа, придерживавшийся истинного вероучения Ислама, избрал срединный путь. Представители этого мазхаба утверждают: «Среди явлений в мире, с которыми сталкивается конкретный человек, существуют те, в которых он волен, но существуют и те, в которых он не имеет воли». По их мнению, человек не ответственен за дела, в которых он не волен, и напротив, ответственен за дела, в которых он волен.

История показывает правдивость этого утверждения. Все сподвижники, табиъины и праведные предшественники придерживались этого убеждения.

Передается, что имам Абу Ханифа рахматуллахи алайхи спросил у имама Джаъфара ибн Мухаммад Садыка радияллаху анху:

— О сын Посланника Аллаха, предоставил ли Аллах рабам Своим полномочия в делах?

— Всевышний Аллах выше того, чтобы передать Господство рабам!

— Тогда принуждает ли их?

— Всевышний Аллах справедливее того, чтобы сначала принудить их к какому-либо делу, а затем подвергнуть мучению!

— Что это значит?

— Это значит среднее. Нет ни принуждения, ни полной воли. Нет насилия, но нет и предоставления власти.

Обсуждая вопрос выше, мы с вами убедились, насколько верны эти ответы.

Иногда термин «кадар» (предустановление) и его синонимы используются также для правил, укладов и причин, упорядочивающих мир и его устройство.

Например, аят «Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре» имеет значение «сотворили в мере». То есть это означает, что в мире у каждой вещи есть свойственная ей мера, объем, количество. Есть множество хадисов с подобным смыслом.

Учение о предопределении и предустановлении является одним из столпов веры и нельзя относиться к нему с пренебрежением. Необходимо постоянно быть бдительным в этой сфере. И если потерять эту самую бдительность и осторожность, человек легко может оказаться на пути заблуждения. В древности таких случаев наблюдалось много.

Множество людей именно в вопросе предустановления впадали в заблуждение, отклоняясь в ту или иную стороны. Предустановление и касающиеся его вопросы становились причиной большой фитны. Это наносило огромный вред мусульманам.

Именно поэтому улемы Ахлус сунна вал джамаъа в этом вопросе были чрезвычайно требовательны. Точными и ясными фразами они выразили, как следует вести себя в этом вопросе каждому мусульманину, и записали свои учения в книгах по акийде.

В одной из самых авторитетных книг мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа, то есть убежденческого мазхаба большинства мусульман, в книге «Акийдатут Тахавийа» сказано следующее:

 «В действительности, кадар (предустановление) является тайной Всевышнего Аллаха в творениях. О нем не осведомлены ни ангелы, ни посланные пророки. Углубляться в этот вопрос, вглядываться в него (сосредоточиться на нем) — есть причина для уничижения, лестница для обездоленности и степень превышения пределов. Остерегайтесь и еще раз остерегайтесь того, чтобы вглядываться в него (сосредоточиться на нем), остерегайтесь размышлений и наущений. Потому что Всевышний Аллах оградил знание о кадаре от рабов Своих и отвратил их от вознамерения на него. Всевышний Аллах в Своей книге сказал: “Не будет Он спрошен о том, что делает, а они — будут спрошены” [2]

Итак, кто спросит “Почему Он сделал так?”, тот тем самым отвергнет куръаническое предписание. Кто отвергнет предписание Куръана, тот станет неверным».

Эти слова были записаны после имевших место горьких опытов, после всестороннего изучения аятов и хадисов о кадаре, изречений сподвижников о нем. Прежде чем достичь этих результатов, ученым Ахлус сунна вал джамаъа пришлось пережить множество споров, обсуждений, прений, сопоставлений аргументов и опытов. В конце-концов они пришли к решению, что будет полезным, если мусульмане будут следовать вышеупомянутым правилам.

Рассмотрим процитированный фрагмент детально.

«В действительности, кадар (предустановление) является тайной Всевышнего Аллаха в творениях».

То есть предустановление известно лишь Самому Всевышнему Аллаху. Знать о том, что предустановлено в этом мире существам, свойственно только Самому Всевышнему Аллаху.

«О нем не осведомлены ни ангелы, ни посланные пророки».

На самом деле, приближенные ангелы и посланные пророки бывают осведомлены о множестве тайн. Однако Всевышний Аллах сокрыл знание о кадаре даже от них. Они также не знают, что было предустановлено существам, потому что вопрос о предустановлении по сути указывает на безграничность знаний Всевышнего Аллаха.

«Углубляться в этот вопрос, вглядываться в него (сосредоточиться на нем) — есть причина для уничижения, лестница для обездоленности и степень превышения пределов».

То есть углубление в вопрос предустановления, попытка проверить его, впоследствии может стать причиной попадания в уничижительное положение. Лишает осмелившегося на это множества вещей, благ. И в итоге становится причиной превышения пределов. В самом деле, представители мазхабов Кадарийа и Джабрийа, а также их последователи оказались в таком положении.

«Остерегайтесь и еще раз остерегайтесь того, чтобы вглядываться в него (сосредоточиться на нем), остерегайтесь размышлений и наущений».

То есть остерегайтесь попыток овладеть знанием о кадаре, остерегайтесь размышлений о нем, таких как: «Почему случилось так, почему произошло этак, что было бы, если бы было сделано так». Также остерегайтесь таких наущений, как «если известно все, для чего же нужны деяния, нельзя ли было вместо этого сказать вот так». Ибо все известно не вам, а Аллаху. Аллах повелел вам уверовать в предустановление, соблюдать Его повеления, Его шариат, вот это и выполняйте!

«Потому что Всевышний Аллах оградил знание о кадаре от рабов Своих».

Даже если все люди соберутся воедино и попытаются узнать судьбу одной маленькой частицы, они не смогут узнать этого.

«И отвратил их от вознамерения на него».

То есть Всевышний Аллах отвратил рабов Своих от намерений овладеть знанием о кадаре.

«Всевышний Аллах в Своей книге сказал:

“Не будет Он спрошен о том, что делает, а они — будут спрошены”».

То есть Всевышний Аллах вершит все Сам по Себе. Никто не сможет спросить у Него: «Почему сделал это?». Однако Всевышний Аллах спросит у всех рабов за содеянное: «Почему ты сделал это?».

«Итак, кто спросит “Почему Он сделал так?”, тот тем самым отвергнет куръаническое предписание».

То есть кто, принимая случившееся как предопределение и предустановление Аллаха, спросит: «Почему Аллах сделал так?», тот будет считаться отвергшим предписание Куръана «Не будет Он спрошен о том, что делает».

«Кто отвергнет предписание Куръана, тот станет неверным».

Именно поэтому в этом вопросе следует быть чрезмерно осторожным. Осторожность должна быть на таком уровне, что необходимо даже не приближаться к тем, кто углубляется в вопрос о кадаре.

[1] Джабрийа — (также «джабарийа», «муджбира» от арабск. джабр); в отличие от взглядов кадаритов (кадарийа), джабриты — последователи учения джабрийа, считают, что Аллах является единственным подлинным действователем и посему создания, в частности человек, принуждаемы (маджбур) к своим действиям, а не выполняют их по своей воле, свободно. К «истинным» джабритам относят джахмитов.

[2] Сура «Анбийа», аят 23.

Из книги Суннитские Вероубеждения.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
Понятие .чудо, в арабском языке выражено словом муъджиза, которое означает .оставляющий в бессилии,. То есть совершить чудо mdash муъджизу mdash другим не под силу, они читать полностью

2661 15:30 / 09.11.2020
Тема духа издревле является самой важной и сложной проблемой философии, и самое верное ее решение мы находим в Куръане. В частности, в суре .Исра, сказано.И спросят читать полностью

2761 09:30 / 12.01.2019
По определению улемов мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа, .каждая мирская и послемирская вещь, даруемая Всевышним Аллахом Своим творениям, состоящим из людей и читать полностью

3486 09:30 / 24.03.2020
..Под .халафами, понимаются .последующие,, то есть поколение людей, последующих за салафами. Самое главное, что сделали улемыхалафы в вопросе относительно сифатов читать полностью

2916 10:15 / 05.02.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью