Теперь ознакомимся со значениями каждого из этих прекрасных имен Всевышнего Аллаха.
1. Аллах.
Слово «Аллах» образовано от производного масдара илах, происходящего от глагольной основы алаха и имеет значение маъбуд — «Тот, Кому совершают ибадат», то есть объект поклонения. Добавлением к слову илах определенного артикля «ал-» (буквы «алиф» и «лам») было образовано ал-илаху. Затем, с перенесением огласовки хамза на букву «лам» артикля «ал-» и удвоением одинаковых согласных (то есть буквы «лам») по принципу идгам, образовалось слово «Аллах».
Слово «Аллах» стало именем Единственного истинного объекта ибадата. Это имя не употреблялось в отношении кого-либо или чего-либо другого, помимо Него.
Некоторые улемы утверждают, что это имя — Аллах — и есть Исму Аъзам, то есть «Самое Величественное Имя». Улемы, такие как Ибн Атауллах Сакандари, написали отдельные книги об этом прекрасном имени.
2. Рахман (Милостивый).
Рахман — дарующий великие блага.
Этот сифат свойственен только Аллаху, несет значение проявления милости и дарования благ ко всем — и по отношению к верующим, и по отношению к неверным. Сифат «Милостивый» нельзя использовать по отношению к кому-либо помимо Всевышнего Аллаха.
3. Рахим (Милосердный).
Рахим — дарующий изысканные блага.
Качество «Рахим», являясь более своеобразным, подразумевает проявление Всевышним Аллахом милосердия в Судный день лишь к верующим, и употребляется также по отношению к другим, помимо Аллаха, в том числе по отношению к Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам.
4. Малик (Владыка).
Малик — истинный властитель всего сущего.
Истинный властитель всего. Нет властителя помимо Него. И посему творения становятся рабами только по отношению к Нему. И никогда не может быть у одного раба двух господ. Поэтому людям следует быть рабами лишь истинного властителя — Владыки — Малика, а не подобных себе людей.
5. Куддус (Священный).
Куддус — свободный и пречистый от всех недостатков, недостойных качеств. Лишь Всевышний Аллах обладает святостью и абсолютной чистотой.
6. Салам (Мирный).
Салам — здравый от всех недостатков, а также дарующий мир и спокойствие, умиротворение, безмятежность. Этим Своим сифатом Всевышний Аллах дарует рабам мир, спокойствие, безопасность и благополучие.
7. Мумин (Владеющий ийманом и благополучием).
Мумин — наделяющий верой и безопасностью, благополучием.
8. Мухаймин (Блюститель).
Мухаймин — объемлющий все, то есть Всевышний Аллах является свидетелем всех состояний и событий жизни каждого человека, ничто не может утаиться от него.
9. Азиз (Превосходящий).
Азиз — превосходящий всех и всё. Ничто не может превзойти Его, и ничто не обладает могуществом, подобным Его могуществу.
10. Джаббар (Величественный).
Джаббар — наивысшей меры, величественный, и нет ничего величественнее Его, перед Его могуществом все ощущают себя беспомощными, ничтожными.
11. Мутакаббир (Высокомерный).
Мутакаббир — чрезвычайно высочайший в Своем высокомерии и величии. Он — Тот, по отношение к Кому другие являются рабами.
12. Халик (Творец).
Халик — Тот, Кто творит из небытия то, что не имеет подобия, в точных мерах. Всевышний Аллах обладает сифатом Творца даже при отсутствии Его творений. То есть Всевышний Аллах не присваивал Себе имя Творца с сотворением существ. Всевышний Аллах обладал качеством Халик еще до создания существ. Халик — абсолютно творящий, создающий.
13. Бариъ (Создатель).
Бариъ — создающий из ничего, приводящий в существо.
Бариъ — создающий с отсутствием различий.
14. Мусаввир (Образователь).
Мусаввир — Тот, Кто формирует строение и образы творений, и наделяет каждое творение своеобразным, свойственным лишь ему образом.
15. Гаффар (Наипрощающий).
Гаффар — всепрощающий, премного прощающий провинности Своих рабов Своей милостью, не укоряя их.
16. Каххар (Всевластный, Вседержитель).
Каххар — Всевластный, властно держащий все творения у Себя в подчинении, заставляющий их повиноваться Своим повелениям и быть покорными Своему могуществу.
17. Ваххаб (Вседарящий).
Ваххаб — дарующий в Своей щедрости бесчисленное, несметное количество благ.
18. Раззак (Наделяющий уделом).
Раззак — наделяющий бесчисленным уделом, создающий уделы и средства для них. Всевышний Аллах наделяет уделом Свои создания без каких-либо затруднений, обременений и без привлечения чьей-либо помощи.
19. Фаттах (Открывающий).
Фатах — открывающий бесчисленные блага. Открывающий сокровище Своей милости Своим рабам.
20. Алим (Знающий).
Алим — ведающий обо всем в прошлом и будущем, Знающий все — начальное и конечное, явное и сокрытое.
21. Кабиз (Удерживающий).
Кабиз — удерживающий души, удерживающий удел тех, кого пожелает. Держащий, сжимающий сердца. Отнимающий душу.
22. Басит (Распростирающий).
Басит — отпускающий, распростирающий души на простор, делающий простор в уделе — преумножающий удел тех, кого пожелает, по Своему благоволению. Расширяющий сердца.
23. Хофид (Понижающий).
Хофид — понижающий положение и статус. К примеру, понижает положение неверных и вероломных лицемеров.
24. Рафиъ (Возвышающий).
Рафиъ — возвышающий положение. К примеру, возвышает положение верующих и богобоязненных, делая их почитаемыми, дорогими.
25. Муъизз (Возвеличивающий).
Муъизз — возвеличивающий в почет, делающий почитаемым. Удостаивает почетом того, кого Он пожелает, направив его на правильный путь.
26. Музилл (Принижающий).
Музилл — уничижающий, попирающий и принижающий тех, кого пожелает за следование неверному пути.
27. Самиъ (Всеслышащий).
Самиъ — слышащий все.
28. Басир (Всевидящий).
Басир — видящий все.
29. Хакам (Судья).
Хакам — Устанавливающий предписание, положение, решающий и выносящий приговор.
30. Адл (Справедливый).
Адл — вершащий абсолютную справедливость.
31. Латиф (Благосклонный).
Латиф — премного благоволящий, любезный, доброжелательный, проявляющий милость и любезность по отношению к Своим рабам. Знающий обо всем до тончайших деталей.
32. Хобир (Всеведущий).
Хобир — абсолютно осведомленный, ведающий обо всем.
33. Халим (Кроткий).
Халим — Тот, Кем не овладевает гнев и Кто не спешит наказывать.
34. Азим (Непостижимо Величественный).
Азим — Его величественность и могущество не постижимы разумом.
35. Гафур (Прощающий).
Гафур — премного прощающий грехи.
36. Шакур (Благодарный).
Шакур — благодарный — дарующий бесчисленные награды за малые деяния.
37. Алий (Возвышенный).
Высочайший, Обладатель до бесконечности высочайшего положения.
38. Кабир (Великий).
Велик относительно всего.
39. Хафиз (Охраняющий, Хранитель).
Хафиз — охраняющий, оберегающий все сущее совершенным образом.
40. Мукит (Питающий).
Мукит — создающий материальные и духовные блага.
41. Хасиб (Рассчитывающий, Учитывающий).
Хасиб — Тот, Кого достаточно. Считающий, учитывающий, все. В Судный день подвергнет людей расчету.
42. Джалил (Величественный).
Джалил — обладающий величием во всех Своих качествах.
43. Карим (Щедрый).
Карим — щедрый, премного дарующий блага безвозмездно, даже если Его об этом не просят. Укоряющий с благосклонностью и любезностью. Чистый от противоречий. Обладатель благородных деяний и качеств.
44. Ракиб (Наблюдающий).
Ракиб — следящий, наблюдающий за всем, не упуская даже малейшей частицы.
45. Муджиб (Отвечающий).
Отвечающий на мольбы — принимающий их.
46. Васиъ (Всеобъемлющий).
Широкий — охватывающий все Своим всеобъемлющим знанием. Объемлющий всех Своей всеохватной милостью.
47. Хаким (Премудрый).
Хаким — вершащий все согласно великой мудрости.
48. Вадуд (Доброжелательный).
Вадуд — желающий всем добра. Премного Любящий — проявляет Свою любвеобильность и непрестанно одаривает Своей любовью и доброжелательностью.
49. Маджийд (Благородный, Почтенный).
Маджийд — обладающий безгранично высоким благородством и достоинством.
50. Баъис (Посылающий).
Баъис — посылающий созданиям Своих пророков. Ниспосылающий милость людям, воскрешающий мертвых.
51. Шахид (Присутствующий, Свидетель).
Шахид — присутствующий при каждом событии, наблюдающий за всем происходящим. Свидетельствующий о каждом.
52. Хакк (Истинный, Справедливый).
Хакк — постоянен, неизменен и незыблем. Выявляющий истину — устанавливает справедливость.
53. Вакил (Покровитель, Поручитель, Представитель).
Вакил — Тот, в распоряжение Которого отданы дела всего сущего, Тот, Чьего покровительства и поручительства достаточно.
54. Кави (Всесильный).
Кави — безгранично сильный.
55. Матин (Крепкий, Прочный).
Матин — обладающий непостижимой разумом прочностью и стойкостью.
56. Валий (Любящий, Помогающий, Благодетельствующий, Опекающий).
Валий — любящий своих рабов, благодетельствующий им, распоряжающийся их делами.
57. Хамид (Восхваленный, Достохвальный).
Хамид — восхваленный всеми достойными похвалами.
58. Мухси (Учитывающий).
Мухси — Тот, Кто произвел расчет и учел все сущее, Знающий счет всему, даже тому, что бесконечно — ничто не ускользает от Его счета (учета).
59. Мубдиъ (Начинающий, Создающий).
Мубдиъ — начинающий, давший начало всему сущему.
60. Муъид (Возвращающий).
Муъид — возвращающий, воссоздает то, чего уже не стало.
61. Мухйи (Оживляющий).
Мухйи — оживляющий. Он воскрешает мертвых, наделяет жизнью, и этого имени Он достоин до их оживления. Он будет именоваться Оживляющим при воскрешении Им мертвых после их смерти и даровании им жизни вновь, как именовался Оживляющим и до их сотворения и дарования им жизни. Подобно тому, как Он являлся Творцом еще до того, как сотворил все творения.
По причине того, что Всевышний Аллах оживит, воскресит мертвых в Судный день, Он именуется Оживляющим. Так, отсюда стало известно, что качество «Оживляющий» неизменно для Всевышнего Аллаха даже до воскрешения.
62. Мумит (Умерщвляющий).
Мумит — умерщвляющий, забирающий души всего живого.
63. Хайй (Живой).
Хайй — живой, не умирающий. То есть существование Всевышнего Аллаха бесконечно, Его существование никогда не кончится смертью. Существование — жизнь Всевышнего Аллаха извечно.
Существование Единого Всевышнего Аллаха — Его жизнь — является самодостаточным, обособленным и свойственным лишь Ему. Это существование не дано из какого бы то ни было источника, как это имеет место в жизни людей. Это существование извечно и навечно. Не имеет пределов — начала и конца. Существование Всевышнего Аллаха во всех отношениях не походит на существование Своих рабов.
64. Каййум (Самосущий).
Каййум — установившийся и существующий Сам по Себе, установивший всех других.
Значение сифата «Каййум» заключается в том, что Аллах табарака ва таъала[1] возглавляет все, стоит над всем сущим. Аллах является причиной всего, что существует-стоит. Наряду с этим, существование Всевышнего Аллаха не похоже на существование других существ, это существование постоянно и неизменно.
65. Ваджид (Находящий).
Ваджид — находящий, который находит то, что пожелает, и никто не может воспрепятствовать Ему в этом.
66. Мāджид (Прославленный).
Мāджид — прославленный, обладающий величием и благородностью.
67. Вахид (Единый).
Вахид — единый, единственный, один — неделимый. Всевышний Аллах Един и в Своей сущности, и в Своих сифатах, и в Своих делах.
68. Сомад (Бодрствующий, Прибывающий, Не нуждающийся, Вольный).
Качество Сомад вобрало в себя множество понятий:
- Тот, Кому все подчиняются — без Него не свершится ни одно дело;
- Тот, Кто ни в ком не нуждается, но все нуждается в Нем;
- Он Сам Вечный и будет существовать даже когда исчезнут все существа, и т. д.
69. Кадир (Всемогущий).
Кадир — всемогущий, обладатель безграничного могущества. Он может все. Всякое дело для Него легко осуществимо.
Всевышний Аллах извечно обладает могуществом — способностью творить все. Если бы Всевышний Аллах не обладал могуществом извечно, то когда и каким образом Он мог бы обрести могущество творить все?
Приверженцы Ахлус сунна вал джамаъа утверждают: «Аллах могущественен — способен творить все. Сюда входит все, что может произойти. А на то, чего не может быть, что неосуществимо, разумные люди не обращают внимания».
Некоторые подстрекатели с целью нанести ущерб вере правоверных мсусульман задают такие глупые вопросы, как «Может ли Аллах сотворить камень, который не сможет поднять сам?». Подобные допущения являются неосуществимыми, неисполнимыми, и верующим людям не следует обращать на них внимания.
70. Муктадир (Могущественный).
Муктадир — обладающий безграничным могуществом.
71. Мукаддим (Продвигающий).
Мукаддим — продвигающий: Он продвигает вперед того, кого пожелает, и то, что пожелает, и продвигает вперед относительно того, чего пожелает.
72. Муаххир (Отодвигающий).
Муаххир — отодвигающий: Он отодвигает назад того, кого пожелает, и то, что пожелает, и отодвигает назад относительно того, чего пожелает.
73. Аввал (Первый).
Аввал — извечно первый, Который существовал изначально. То есть даже когда не было никаких существ, Аллах существовал. Творения создал Аллах, обладающий сифатом «Аввал». И нет начала существования Аллаха.
74. Ахир (Последний).
Ахир — последний, Который будет существовать Сам, даже когда исчезнет все. Он — Вечно Остающийся.
75. Захир (Явный).
Он — явный, существование Которого откровенно, очевидно, ясно. Он явнее и превыше всего.
76. Батин (Сокрытый).
Батин — сокрытый, невидим для глаз, всегда знает все тайные явления и сокрытые от всего сущего.
77. Вāлий (Правитель, Господствующий).
Вāлий — правитель над всем — истинный обладатель всего.
78. Мутаъалий (Возвышающийся).
Мутаъалий — возвышающийся, Который выше всяких недостатков и изъянов.
79. Барр (Благодетельствующий).
Барр — благодетельствующий, Который величественен в совершении благ и добра.
80. Тавваб (Принимающий Покаяния).
Тавваб — направляющий рабов Своих на путь раскаяния и премного Принимающий их покаяния.
81. Мунтаким (Мстящий).
Мунтаким — мстящий, Который мстит творившим зулм[2] и непокорным.
82. Афувв (Оказывающий Помилование).
Афувв — оказывающий помилование, прощающий, извиняющий грехи и провинности.
83. Раъуф (Сострадательный, Кроткий).
Раъуф — премного милосердный, добрый, благосклонный, заботливый.
84. Маликул Мулк (Властелин Власти).
Маликул Мулк — властелин власти, Который обладая единоличной властью, распоряжается этим миром по Своему желанию. Нет ничего, что могло бы отразить и изменить Его предопределение и Его распоряжение.
85. Зул Джалали вал Икрам (Обладатель Величия и Почести).
Зул Джалали вал Икрам — обладатель величия и почести, обладатель благородства и совершенства, обладатель щедрости и милости.
86. Муксит (Устанавливающий Справедливость).
Муксит — устанавливающий справедливость, Который со Своей справедливостью наделяет беспомощных защитой и помощью, наказывает совершивших зулм.
87. Джамиъ (Собирающий).
Джамиъ — собирающий все истины воедино. Собирающий всех людей в Судный день.
88. Гани (Не нуждающийся).
Гани — не нуждающийся, не нуждается ни в ком-либо и ни в чем-либо.
89. Мугни (Делающий не нуждающимся).
Мугни — делающий не нуждающимся, делает не нуждающимся того из рабов, кого пожелает.
90. Маниъ (Запрещающий).
Маниъ — запрещающий, Который устанавливает определенные запреты.
91. Зарр (Создающий вред).
Зарр — создающий вредных существ и вредные вещи.
92. Нафиъ (Дающий пользу).
Нафиъ — дающий пользу.
93. Нур (Освещающий).
Нур — Сам Он Явный, Явственный и сделал других явными.
94. Хади (Наставляющий на правильный путь).
Хади — направляющий, наставляющий на правильный путь. Своим благоволением Он наставляет на правильный путь того, кого пожелает. То есть если Аллах наставит кого-либо на правильный путь, поистине, наставит по Своему желанию и Своим благоволением.
95. Бадиъ (Бесподобно творящий).
Бадиъ — творец, создающий бесподобные творения.
96. Баки (Вечный).
Баки — вечно остающийся. Он — всегда существующий, бренность на Нем не проявится.
97. Варис (Наследующий).
Варис — наследующий, остающийся вечно даже при исчезновении всего сущего.
98. Рашид (Направляющий на правильный путь).
Рашид — направляющий на правильный путь.
99. Сабур (Терпеливый).
Сабур — терпеливый, обладающий чрезвычайным терпением. Он не спешит наказать неповиновавшихся.
Из книги «Суннитские вероубеждения. Основы исламской веры»
[1] Аллах табарака ва таъала — Аллах, Благословен Он, Всевышний.
[2] Зулм (ظلم) — досл. «ставить что-либо на другое, помимо своего, место»; злонамеренное проявление беззакония, необоснованно несправедливое действие в отношении кого-либо. Взыскание соразмерно совершенному злодеянию является наказанием. Однако когда мера наказания превышает тяжесть содеянного, это будет зулмом. Такое же обращение, но уже в отношении невинного, сплошь является зулмом. Зулм может быть совершен в отношении человека морально, физически, в отношении его имущественных прав, ограничения его свобод и т. д. Неповиновение Аллаху, игнорирование Его повелений и Его отвращений (запретов) есть наитягчайшая форма зулма. В Исламе категорически осуждается допущение всякой формы зулма в отншении себя и других.
..