Человек, верующий в существование Всевышнего Аллаха, также должен хорошо знать Его. Употребляя термин науки акоид, должен овладеть маърифатом — познанием, способностью опознавать Всевышнего Аллаха. А такой маърифат образуется путем постижения прекрасных имен и сифатов (качеств) Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
«И у Аллаха — прекрасные имена; молитесь же Ему ими» (сура «Аъраф», аят 180).
Все имена Всевышнего Аллаха прекрасны. При обращении к Всевышнему Аллаху с мольбой, правоверному мусульманину следует воссылать дуа — молитвы — с этими прекрасными именами.
Всевышний Аллах также сказал:
«Он — Аллах, Творец, Создатель, Образователь. Ему [принадлежат] прекрасные имена. Пречищает Его все то, что в небесах и на земле. И Он — Всемогущий, Премудрый!» (сура «Хашр», аят 24).
В данном последнем аяте суры «Хашр» речь идет о некоторых прекрасных именах Всевышнего Аллаха. В частности:
Халик — Творец — Тот, Кто творит;
Бариъ — Создатель — Тот, Кто создает все из ничего.
Мусаввир — Образователь — Тот, Кто придает образы и формы творениям.
Все прекрасные имена в мире принадлежат Всевышнему Аллаху.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом от Маъкала ибн Йасара, Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сообщил благую весть:
«Тому, кто в пору фаджра [1] три раза произнесет Аъузу биллахис самиъул алим минаш шайтанир раджим [2] и прочитает три аята суры «Хашр», Всевышний Аллах уполномочит для него семьдесят тысяч благословляющих ангелов. Если умрет в тот день, то он покинет этот мир в ранге мученика. Такого положения удостоится и тот, кто произнесет это с наступлением вечера».
Упомянутые в этом благородном хадисе три аята суры «Хашр», это вышеприведенный священный аят и два предшествующих ему аята этой суры. Давайте изучим смысл и толкование и тех самых двух аятов:
«Он [самый] Аллах, нет божества, кроме Него; Знающий сокровенное и зримое. Он — Милостивый, Милосердный!» (сура «Хашр», аят 22).
Из этого аята проясняется, что верование и поклонение должно иметь место только в отношении Всевышнего Аллаха. Все сердца должны стремиться только к Нему. Всевышний Аллах — Тот, Который знает все, что известно и неизвестно нам с вами. Нет ничего на небесах и на земле, о чем бы не знал Аллах, а следовательно, мы должны поклоняться Ему.
«Он Тот [самый] Аллах, нет божества кроме Него — Владыка, Священный, Мирный, Верующий, Блюститель, Превосходящий [всех и всё], Величественный, Высокомерный. Пречист Аллах от того, что придают сотоварищей!» (сура «Хашр», аят 23).
Как и предыдущий, этот священный аят также начинается с доказательства единственности Всевышнего Аллаха и в продолжение напоминает некоторые из Его прекрасных имен, в том числе:
Владыка (Малик) — истинно властвующий, и нет властителя, помимо Него. Поэтому люди являются только Его рабами. И никогда не может быть у одного раба двух господ. По этой причине людям следует быть рабами не себе подобных людей, а рабами Единственного Творителя, истинного Господа.
Священный (Куддус) — свободный от всех недостатков и пороков, пречистый от всех недостойных качеств. Абсолютная святость и абсолютная пречистость свойственны только Самому Всевышнему Аллаху.
Мирный (Салам) — здравый от всех недостатков, в том числе, дарующий мир и спокойствие, а также безмятежность (душевный покой). Всевышний Аллах, согласно Своему качеству Мирный, дарует Своим рабам мир, спокойствие и благополучие.
Верующий (Мумин) — обладающий и наделяющий верой и благополучием.
Блюститель (Мухаймин) — объемлющий все, что есть. Всевышний Аллах является свидетелем всех состояний и событий каждого человека, ничто не в силах утаиться от Него.
Превосходящий (Азиз) — превосходящий Своим могуществом всех и всё, преобладающий над всем.
Величественный (Джаббар) — величественный, перед Ним всё ничтожно.
Высокомерный (Мутакаббир) — чрезвычайно высочайший в Своем высокомерии и величии.
Аллах, владеющий этими качествами-сифатами совершенства и не имеющий каких-либо недостатков, также пречист от придаваемого Ему язычниками сотоварища.
Всевышний Аллах в суре «То Ха» сказал:
«Аллах — нет божества, кроме Него. Ему [принадлежат] прекрасные имена» (аят 8).
То есть Аллах единственен в Своем существовании, Своем владычестве, Своем знании и обладании в Своем распоряжении всем. Его имена несомненно красивы, прекрасны. Все прекрасные имена присущи только Ему одному.
Всевышний Аллах в суре «Исра» сказал:
«Скажи: “Молитесь Аллаху или молитесь Милостивому. Как бы ни молились, Ему принадлежат прекрасные имена”» (аят 110).
Согласно преданиям, однажды язычники, услышав, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам обращается к Аллаху с мольбой: «О Аллах! О Рахман! (Милостивый)», сразу же распространили слухи: «Мухаммад же призывал всех к единобожию, а сам взывает к двум богам».
В ответ на их такое невежественное понимание и истолкование был ниспослан вышеприведенный аят. Этот аят исправляет ошибочное понимание и представления многобожников.
«Скажи: “Молитесь Аллаху или молитесь Милостивому”».
Хотя имена «Аллах» и «Рахман» разные, обладатель этих имен один и Един. Количественное умножение имен не умножает их обладателя.
«Как бы ни молились, Ему принадлежат прекрасные имена»
Наипрекраснейшие имена в мире принадлежат Всевышнему Аллаху. И девяносто девять из них перечислены в одном хадисе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
“У Аллаха девяносто девять имен. Кто заучит их, тот войдет в рай. Поистине Аллах является нечетным и любит нечет”».
Передали Бухари, Муслим и Тирмизи.
Аллах нечетен и любит нечетность и по этой причине количество Его прекрасных имен составило девяносто девять. Кто выучит наизусть эти девяносто девять имен, тот войдет в рай. Потому что человек, выучивший эти прекрасные имена Всевышнего Аллаха, станет всегда поминающим своего Господа рабом.
Однако это не означает, что у Всевышнего Аллаха нет других имен, помимо этих девяноста девяти имен. Несомненно, у Всевышнего Аллаха есть множество имен.
В нижеприведенном благородном хадисе упоминаются известные девяносто девять имен Всевышнего Аллаха.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ t قَالَ قَالَ رَسُولُ اللهِ r: إِنَّ للهِ تَعَالَى تِسْعَةً وَتِسْعِينَ اسْمًا مِائَةً غَيْرَ وَاحِدٍ مَنْ أَحْصَاهَا دَخَلَ الْجَنَّةَ، هُوَ اللهُ الَّذِي لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلاَمُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ الْمُتَكَبِّرُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ الْغَفَّارُ الْقَهَّارُ الْوَهَّابُ الرَّزَّاقُ الْفَتَّاحُ الْعَلِيمُ الْقَابِضُ الْبَاسِطُ الْخَافِضُ الرَّافِعُ الْمُعِزُّ الْمُذِلُّ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ الْحَكَمُ الْعَدْلُ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ الْحَلِيمُ الْعَظِيمُ الْغَفُورُ الشَّكُورُ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ الْحَفِيظُ الْمُقِيتُ الْحَسِيبُ الْجَلِيلُ الْكَرِيمُ الرَّقِيبُ الْمُجِيبُ الْوَاسِعُ الْحَكِيمُ الْوَدُودُ الْمَجِيدُ الْبَاعِثُ الشَّهِيدُ الْحَقُّ الْوَكِيلُ الْقَوِيُّ الْمَتِينُ الْوَلِيُّ الْحَمِيدُ الْمُحْصِي الْمُبْدِئُ الْمُعِيدُ الْمُحْيِي الْمُمِيتُ الْحَيُّ الْقَيُّومُ الْوَاجِدُ الْمَاجِدُ الْوَاحِدُ الصَّمَدُ الْقَادِرُ الْمُقْتَدِرُ الْمُقَدِّمُ الْمُؤَخِّرُ اْلأَوَّلُ اْلآخِرُ الظَّاهِرُ الْبَاطِنُ الْوَالِيَ الْمُتَعَالِي الْبَرُّ التَّوَّابُ الْمُنْتَقِمُ الْعَفُوُّ الرَّءُوفُ مَالِكُ الْمُلْكِ ذُو الْجَلاَلِ وَاْلإِكْرَامِ الْمُقْسِطُ الْجَامِعُ الْغَنِيُّ الْمُغْنِي الْمَانِعُ الضَّارُّ النَّافِعُ النُّورُ الْهَادِي الْبَدِيعُ الْبَاقِي الْوَارِثُ الرَّشِيدُ الصَّبُورُ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَابْنُ حِبَّانَ وَالْحَاكِمُ.
Передается от него же:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “У Аллаха девяносто девять имен — без одного сто. Кто запомнит их [все], тот войдет в рай. Он — Аллах, нет божества, кроме Него. Рахман, Рахим, Малик, Куддус, Салам, Мумин, Мухаймин, Азиз, Джаббар, Мутакаббир, Халик, Бариъ, Мусаввир, Гаффар, Каххар, Ваххаб, Раззак, Фаттах, Алим, Кабиз, Басит, Хофид, Рафиъ, Муъизз, Музилл, Самиъ, Басир, Хакам, Адл, Латиф, Хабир, Халим, Азим, Гафур, Шакур, Алий, Кабир, Хафиз, Мукит, Хасиб, Джалил, Карим, Ракиб, Муджиб, Васиъ, Хаким, Вадуд, Маджийд, Баъис, Шахид, Хакк, Вакил, Кави, Матин, Валий, Хамид, Мухси, Мубдиъ, Муъид, Мухйи, Мумит, Хайй, Каййум, Ваджид, Мāджид, Вахид, Сомад, Кадир, Муктадир, Мукаддим, Муаххир, Аввал, Ахир, Захир, Батин, Вāли, Мутаъали, Барр, Таууаб, Мунтаким, Афувв, Раъуф, Маликул Мулк, Зул Джалали вал Икрам, Муксит, Джамиъ, Гани, Мугни, Маниъ, Зорр, Нафиъ, Нур, Хади, Бадиъ, Баки, Варис, Рашид и Сабур”».
Передали Тирмизи, Ибн Хиббан и Хāким.
Из книги «Суннитские вероубеждения»
[1] Фаджр (فجر) — «первый свет, раскалывающий ночную мглу», что означает конец ночи и начало рассвета, то есть пора появления на ночном горизонте светлой полосы.
[2] Аъузу биллахис самиъул алим минаш шайтанир раджим — досл. «прибегаю к защите Всеслышащего и Всезнающего Аллаха от заброшенного камнями шайтана». Шайтан — одно из созданий Аллаха, относящихся к категории сотворенных из огня джиннов. Шайтан по имени Иблис за ослушание Всевышнего Аллаха был отвержен, изгнан и проклят. Поскольку причиной такой непокорности явилась зависть к статусу созданного и возвеличенного Всевышним Аллахом человека — Адама, шайтан питает непримиримую вражду к человечеству. На основании испрошенного у Аллаха позволения шайтан до самого Судного дня будет стремиться сбивать людей с веpного пути.
..