Калам – одно из качеств Аллаха. Однако слово Аллаха отлично от слова рода человеческого. Человек выражает свою мысль путем произнесения слов или письменным их изложением. Аллах же не нуждается в таких способах. Посылаемые Им Своим рабам вахий – это и есть Его слова.
В Куръане об этом сказано так:
«И не было человеку, чтобы говорил с ним Аллах, иначе как через вахий, или позади завесы, или посылал посланника и ниспосылал ему вахий по Своему изволению, что желал. Поистине, Он – Возвышенный, Премудрый» («Шуро», аят 51).
Непосредственное общение с Аллахом является высочайшей честью. Связь между Аллахом и людьми осуществляется только через посредство ангелов или людей. С одной стороны, есть достойные люди – пророки алайхимуссалам (да будет над ними мир). Иначе говоря, не каждый человек удостаивается чести общаться с Аллахом. В свою очередь, как не одинаковы звезды на небе, так и не равны между собой и пророки, избранные Им среди людей.
«И не было человеку, чтобы говорил с ним Аллах».
Не было и не может быть случая, чтобы Аллах непосредственно общался с человеком, ибо человек в этой жизни не способен выдержать это высшее состояние. Эту истину мы можем узнать, изучая состояние во время принятия вахий лучшего из пророков – Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Несмотря на свое исключительно высокое положение, во время ниспослания вахий он обливался потом, дыхание учащалось, переходя в шипение. В такие моменты он падал на колени. Однажды Зайд ибн Сабит радияллаху анху оказался рядом с Пророком саллаллаху алайхи васаллам во время ниспослания вахий и сидел, коснувшись своим коленом его колена. Он вспоминал, что тогда его мышцы чуть не лопнули от нагрузки.
Следовательно, не каждый человек способен принять слово Аллаха даже через вахий. Только обладавшие выдающимися качествами люди были способны и достойны этого. Их выбирает Тот, Кто лучше знает всех и вся – Сам Всевышний Аллах. Аллах ниспосылает вахий Своим избранным рабам одним из трех способов:
1. «…иначе, как через вахий».
Вахий – это негласное и быстрое доведение Аллахом до рабов определенной информации. Аллах доводит до сердца пророка определенное сообщение, а пророк сразу понимает, что это – от Аллаха.
2. «…или позади завесы».
Разговор из-за завесы означает: Аллах вкладывает некоторые Свои мысли в сердце человека, которого Он по заслугам его возвысил. Кроме Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам такого счастья удостоился только Муса алайхиссалам. Слова Аллаха не имеют границ, невозможно их сосчитать и до конца постигнуть…
3. «или посылал посланника и ниспосылал ему вахий по Своему изволению, что желал».
При этом Аллах отправляет посредником между Собой и пророком ангела. Ангел доводит до пророка то, что пожелал Аллах.
У Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам этот третий способ ниспослания вахий через ангела происходил в четырех видах:
1. Ангел являлся невидимым и доводил до сердца Пророка саллаллаху алайхи васаллам нужное сообщение. В качестве примера для этого наши улемы приводят следующий хадис:
Передается от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поистине, Священный Дух (ангел) довел до моего сердца, что поистине, душа не умрет, пока не получит полностью свой удел. О да, бойтесь же Аллаха и поступайте красиво в поиске (удел)».
Передал Баззар.
2. Ангел являлся Пророку саллаллаху алайхи васаллам в виде мужчины, разговаривал с ним и уходил обратно после того, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам полностью воспринимал его речь. Много преданий о том, что ангел являлся в виде мужчины, похожего на сподвижника Дихя ал-Калби.
3. Ангел являлся со звуком, похожим на звон колокола. Именно этот вид протекал для Пророка саллаллаху алайхи васаллам особенно тяжело. Даже зимой, в морозные дни Пророк саллаллаху алайхи васаллам обливался потом во время ниспослания вахий, а если он ехал верхом – то животное падало на колени.
4. Ангел являлся к Пророку саллаллаху алайхи васаллам в своем истинном виде. Это случилось дважды. Ангел Джибриил алайхиссалам предстал перед Пророком саллаллаху алайхи васаллам, перекрывая все небо своими крыльями, и передал вахий. Как видно, такой чести удостаивается не каждый. Для этого нужен человек, получивший особые дарования по милости Аллаха. Для этого нужен Пророк Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам. Для этого нужно его сердце!
Аллах прекрасно знает, кому и через кого ниспослать свое слово. Аллах прекрасно знает, кому даровать Свою последнюю религию. Аллах избрал для Своего последнего и совершенного пророчества Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Выбор Аллаха истинен.
«Поистине, Он – Возвышенный, Мудрый».
Книга «Ийман – Ислам – Куръан»
..