«Иститаъат творений, не поддающийся детальному описанию, это такая их способность (возможность), для которой сопутствие деяния обязательно (ваджиб). Она (эта способность) подобна наделению человека силой и возможностью достичь какого-либо результата (осуществить что-либо) и она проявляется посредством деяния (то есть при выполнении определенного действия).
Однако иститаъат, зависимый от здоровья, приволья, возможностей, а также от достатка причин и средств, проявляется до совершения деяния.
Призывы (повеления шариата) обращены именно к этому иститаъату. Всевышний Аллах сказал: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее»[1].
Иститаъат (способность) — сила, мочь, дар, возможность.
Пояснение: Знайте, что слова иститаъат (способность), выносливость, мочь, возможность очень близки друг к другу по значению. Каждое из этих взаимозаменяющих слов может употребляться вместо другого. Все эти слова приведены в Священном Куръане:
«И на тех, которые затрудняются [соблюдать] его — фидйа [2] (выкуп) — кормление бедняка» (сура «Бакара», аят 184).
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее» (сура «Бакара», аят 286).
«И бойтесь Аллаха, насколько способны [вы бояться]» (сура «Тагабун», аят 16).
«Нет, Мы могущественны в том, чтобы восстановить кончики его пальцев» (сура «Кийама», аят 4).
Иститаъат бывает двух видов.
Иститаъат первого вида — это иститаъат, имеющийся до совершения какого-либо деяния.
Он состоит из достаточности здоровья, возможностей, приволья, причин и средств.
Такой иститаъат связан с шариатскими положениями, повелениями и отвращениями (запретами), а также с наказанием, если оставит их. То есть если наличествует этот иститаъат, то выполнение шариатских положений для человека обязательно.
Доказательством служат следующие аяты:
«И перед Аллахом на людях — [обязанность] совершение хаджа Дома, кто способен на путь к нему» (сура «Āли Имран», аят 97).
Всевышний Аллах определил фардом совершать паломничество — хадж для тех людей, кто в состоянии совершить его. То есть предписал фардом для тех, кому позволяет здоровье, у кого имеется материальная возможность и средства для совершения хаджа.
Того, кто не совершит хадж из-за отсутствия одного из этих условий, Аллах не накажет.
«И бойтесь Аллаха, насколько способны [вы]» (сура «Тагабун», аят 16).
Всевышний Аллах предписал человеку ваджибом бояться Его — проявлять перед Ним таква по мере возможностей, насколько человек способен это сделать. Кто же не сможет проявлять богобоязненность, то есть остерегаться запретов Аллаха по причине отсутствия такого состояния, тот не станет грешным.
«А кто не способен — то кормление шестидесяти бедняков» (сура «Муджадала», аят 4).
«Если бы мы могли, непременно вышли бы с вами!» (сура «Тауба», аят 42).
В этих аятах под словом иститаъат — быть способным — подразумевается целостность (сохранность) причин, средств и наличие возможностей у человека.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал Имрану ибн Хусойну: «Совершай намаз стоя. Если ты не в состоянии [не способен], то — сидя, если не в состоянии [не способен] и на это, то — лежа на боку».
Передал Бухари.
Упоминаемый в этом хадисе иститаъат — это также целостность причин и средств. Иститаъат второго вида — это иститаъат, имеющийся при совершении деяния. Он состоит из возможности выполнения своей задачи совершением дела. Доказательством служат следующие аяты:
«Не были [они] в состоянии услышать и не были [в состоянии] увидеть» (сура «Худ», аят 20).
То есть у них не было возможности совершить действие (дело). У них не было способности увидеть и услышать, хотя имели условия и средства для этого.
Слова Всевышнего Аллаха от имени правоверного человека в рассказе о Мусе алайхиссалам:
«Сказал: “Поистине, ты не способен [наравне] со мной утерпеть”» (сура «Кахф», аят 67).
И в этом аяте говорится об отсутствии способности, которая должна сопутствовать процессу терпения. А причины и средства терпения у Мусы алайхиссалам были. Разделение иститаъата на два вида и стремление придерживаться срединного пути есть путь мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа. Иститаъат, зависящий от здоровья, мочи, возможностей человека, а также наличия причин и средств, связан с воззванием — шариатскими повелениями и обязанностями. «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее». Доказательства ученых Ахлус сунна вал джамаъа в пользу того, что деяния человека сотворены Всевышним Аллахом:
«Аллах — Творец каждой вещи» (сура «Зумар», аят 62).
«Поистине, Аллах на всякую вещь Могущественен!» (сура «Бакара», аят 20).
«И не пожелаете, кроме как [если] пожелает Аллах» (сура «Инсан», аят 30).
Когда даже желания людей сотворяются Аллахом, о деяниях можно и не говорить, ибо произвольные деяния являются составной частью и плодом (результатом) желания. И когда Всевышний Аллах на каждую вещь способен, что же сможет сделать Его бессильным в сотворении человеческих деяний? Если подумать, то происходящие в человеке процессы бывают двух видов.
Первый вид: такие процессы, как содрогание, дрожь, биение сердца, которые не зависят от его воли, возможностей. Они не являются его деяниями, а являются его свойствами — сифатами.
Второй вид: процессы, которые зависят от воли и возможностей человека и к которым относятся все произвольные движения (действия). Им даются такие определения, как свойство, деяние, поступок человека.
Аллах является Творцом произвольных и всех других деяний человека.
* * *
После цитат, приведенных из вышеупомянутых древних источников, с вашего позволения предлагаем ознакомиться с современной интерпретацией данного вопроса.
Все ли происходит по воле Аллаха, по Его творению? Если это так, давайте поищем ответ на вопрос, что же тогда остается Его рабу — человеку?
При ответе на этот вопрос нужно учитывать два аспекта:
Первый аспект — явления, к которым человек не имеет отношения (не зависят от воли человека). В мире существуют такие явления, которые вершатся только по воле и силой Всевышнего Аллаха. К этому человек не имеет никакого отношения. К примеру, существуют такие качества, как проницательность либо ограниченность человеческого ума, различное телосложение, темперамент, красота или неказистость во внешности, дата и место рождения, происхождение родителей, мужской или женский пол, переходящие по наследству некоторые особенности и другие подобные явления, которые не зависят от человека.
И человек не ответственен за них.
Например, никто его не подвергнет спросу, дескать, почему у тебя такой высокий или низкий рост? А также никто не спросит, мол, почему ты родился в такой-то день, и почему ты умер в такой-то день? Все это — от Всевышнего Аллаха. Уверование в такого рода предустановление является обязательным религиозным долгом — ваджибом для каждого правоверного мусульманина.
Второй аспект — деяния и поступки, производимые человеком.
К ним человек имеет непосредственное отношение — они зависят от него: в них он участвует своей склонностью, разумом, желанием, волей и старанием. Здесь и кроется тонкость вопроса.
Как же следует оценивать именно такого рода действия? В древности на этот вопрос давались ответы по-разному. Много разногласий по нему было у греческих философов.
В последующем, среди мусульман также высказывались разные мнения.
Как упоминалось выше, кадариты и муътазилиты утверждали, что человек сам творит свое деяние, Аллах не вмешивается в это. А это бросает тень изъяна на совершенные сифаты Всевышнего Аллаха. Если допустить, что утверждения муътазилитов правильны, то получится, что в мире существуют явления и вне воли, могущества, творческой силы Всевышнего Аллаха. В таком случае воля Всевышнего Аллаха уже не будет всеобъемлющей, Его могущество — безграничным, а Его творческая сила — единственной.
Представители же мазхаба Джабрийа заявляли, что человек в этом мире подобен соринке, брошенной в океан. По их мнению, человек не совершает ничего по своей воле, напротив, он все совершает по принуждению Всевышнего Аллаха. Это мнение также абсолютно неверно! Если допустить, что утверждения джабритов правильны, то будет причинен изъян сифату справедливости Всевышнего Аллаха. Тогда Всевышний Аллах из Справедливейшего обратится в угнетающего. Потому что принуждать раба к совершению всяких деяний, а затем с него же спрашивать, почему он совершил это, — настоящее угнетение.
Оба названных мазхаба впали в заблуждение и по прошествии определенного времени исчезли сами по себе. Истинное же вероубеждение мусульман нашло свое отражение в вероучении мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа. Согласно этому вероучению, произвольные деяния людей также относятся к сотворенному Всевышним Аллахом. Ибо в мире не может существовать что-либо, помимо сотворенного Всевышним Аллахом.
Однако это не значит, что человек совершает свои дела по принуждению, потому как если человек станет осуществлять какое-то дело, то это будет зависеть от двух вещей. Первая — необходимые факторы для его осуществления. Вторая — направление человека (когда человек направляется) для осуществления этого дела.
Ввиду именно этого, второго аспекта, то есть направления для осуществления дела, человек считается обладателем воли и желания. И будет ответственен только за свою волю и желание. К созданию и осуществлению внешних факторов он не причастен. Дабы разъяснить этот вопрос путем наглядного изложения, улемы приводят следующий пример.
Человек желает написать что-либо рукой на листке. Внешние факторы этого действия — рука, ее кровеносные сосуды, сухожилия и другие — являются сотворенным Аллахом вещами. Лист бумаги, перо и имеющиеся в них свойства для писания также созданы Всевышним Аллахом.
В результате объединенного действия этих факторов на листе что-то пишется, появляется надпись. Теперь-то не осталось сомнения в том, что это действо осуществляется могуществом и творением Аллаха?
Это и есть смысл выражения: «Аллах творит деяния человека».
Однако это не значит, что Аллах принудил человека написать на листе. Ибо только за счет появления всех упомянутых факторов надпись на листе сама по себе не появится. Напротив, чтобы она появилась, человек должен прежде всего возжелать написать что-либо и направить усилия на осуществление этого намерения. Вот тогда Аллах дает позволение осуществить писание сотворенной Им в человеке способности писать и необходимым для писания внешним факторам.
Таким образом осуществляется действие, называемое «писание». В осуществлении этого действия намерение и направление исходят от человека, а внешние и внутренние факторы — со стороны Всевышнего Аллаха.
Безусловно, намерение и направление человека возникают также посредством сотворенных в нем Аллахом особенностей. Человек будет ответственен за это самое намерение и направление. Свобода его воли заключается в этом.
Ни один разумный человек не сможет сказать: «Я совершил то или иное действие, потому что меня принудил Всевышний Аллах, и я не ответственен за содеянное мною».
Всевышний Аллах дал человеку свободу воли в рамках Своей воли. Воля человека зависима от воли Всевышнего Аллаха. В Книге Всевышнего Аллаха существует множество аятов, излагающих вольность человека в совершении деяний.
Всевышний Аллах в суре «Кахф» говорит:
«И скажи: «Истина — от вашего Господа; и кто пожелал, пусть уверует, а кто пожелал, пусть проявит неверие» (аят 29).
То есть «О Пророк конца времен, скажи им: “О люди, истина, ниспосланная вам — Куръан, Ислам — ниспослана от вашего Господа. Кто желает, пусть уверует, кто не желает, это его дело. Вы вольны в вашем выборе, в ваших действиях”».
Всевышний Аллах в суре «Юнус» cказал:
«Скажи: «О люди! Действительно, пришла к вам истина от вашего Господа. И кто наставится [на праведный путь], то, поистине, наставится [на праведный путь] для себя, а кто впадет в заблуждение, то, поистине, впадет в заблуждение во вред себе. И я — не поручитель за вас» (аят 108).
Все стало очевидным и ясным. И теперь «О люди! Действительно, пришла к вам истина от вашего Господа».
О люди, действительно, послан к вам истинный Пророк — Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам от вашего Господа.
О люди, действительно, ниспослана вам истинная книга — Священный Куръан от вашего Господа.
О люди, действительно, пришла к вам истинная религия — Ислам от вашего Господа.
О люди, следуйте за истинным Пророком — Мухаммадом саллаллаху алайхи васаллам, посланного от вашего Господа, следуйте истинной книге — Священному Куръану и воплощайте в жизнь истинную религию — Ислам. Так вы достигнете счастья в обоих мирах.
«И кто наставится [на праведный путь], то, поистине, наставится [на праведный путь] для себя».
Кто станет следовать хидае — наставлению Аллаха, тот обретет выгоду для себя, не услужит этим кому-то другому.
И также «Кто впадет в заблуждение, то, поистине, впадет в заблуждение во вред себе».
Кто не последует хидае Аллаха, тот, поистине, собьется с правильного пути, впадет в заблуждение. Заблуждение же является источником вреда. Следовательно, каждый впавший в заблуждение, тем самым вредит сам себе.
«Скажи: “…И я — не поручитель за вас”».
Да, ни Пророк саллаллаху алайхи васаллам, ни кто-то другой, помимо него, не назначены поручителями, надзирателями для кого-либо. Их миссия заключается только в донесении до людей религии Всевышнего Аллаха. Что бы ни делал каждый, делает только для себя — на благо или во вред себе.
И поэтому каждый должен делать то, что велит Аллах. А Всевышний Аллах велит рабам совершать деяния. Всевышний Аллах в суре «Кахф» сказал:
«Кто же надеялся на встречу со своим Господом, пусть совершает праведное деяние и не придает сотоварищей в поклонении своему Господу никого» (аят 110).
Всевышний Аллах в суре «Нахл» сказал:
«Войдите в рай за то, что вы совершали» (аят 32).
В благородном хадисе, переданном имамом Тирмизи, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Совершайте ваш пятикратный намаз, соблюдайте пост вашего месяца, давайте закāт вашего имущества, и войдете в рай вашего Господа».
[2] Фидйа (فدية) — досл. «жертвование», «выкуп»; жертвование чем-либо (кем-либо) ради выкупа чего-либо (кого-либо).
[3] Мунафик — от слова нифак (نفاق) — досл. «пустое изнутри и иное снаружи», «пустословие», «лицемерие»; в шариате под мунафиком подразумевается человек, внешне выказывающий принятие мусульманства, однако внутренне он не достоин этого звания; выражение устами о наличии иймана, тогда как в душе сокрыто неверие (куфр).
Из книги Суннитские Вероуюеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.