3. Подтверждают ли услышанные доказательства возможность видеть Всевышнего Аллаха в этом мире?
В ответ на этот вопрос приверженцы Ахлус сунна вал джамаа высказали два мнения.
Первый ответ представляет мазхаб группы сподвижников во главе с матерью правоверных Аишей радияллаху анха, согласно этому мазхабу ни один человек не может видеть Всевышнего Аллаха до своей смерти.
Их доказательством служит благородный хадис, переданный имамом Муслимом от Убады ибн Сомит радияллаху анху, в котором сообщается, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Знайте, поистине, вы ни в коем случае не увидите своего Господа, пока не умрете».
В предании, приведенном имамом Бухари и другими мухадисами, сообщается, что Масрук радияллаху анху сказал следующее:
«Я Аише радияллаху анха сказал:
— О мать! Видел ли Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам своего Господа?
Она сказала:
— У меня волосы встали дыбом от сказанных тобой слов! Если кто-нибудь скажет тебе три вещи, тот, поистине, соврал.
Если кто-нибудь скажет, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам видел своего Господа, тот, поистине, соврал, — сказав это, она прочла [аят] «Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры, и Он — Проницательный, Всесведущий!»».
Сказав:
— Если кто-нибудь скажет тебе, что он знает, что случится завтра, тот, поистине, соврал, — она прочла «Не знает душа, что приобретет завтра».
Сказав:
— Если кто-нибудь скажет тебе, что он [Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам] скрывал что-либо, тот, поистине, соврал, — она прочла «О посланник! Доведи то, что ниспослано тебе от твоего Господа», [затем] сказала: — Однако он видел Джабраила алайхиссалам два раза в его подлинном обличье».
Другая группа сподвижников во главе с Абдуллахом ибн Аббасом радияллаху анху высказала противоположное суждение. Их иджтихад основан на их мнении о том, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам видел Всевышнего Аллаха во время Миъраджа.
В доказательство своего суждения они привели аят «И сделали Мы тот сон, который показали тебе, и проклятое дерево в Куръане, лишь искушением для людей и устрашаем их» суры «Исра».
Однако, сказать по правде, несмотря на то, что муфассиры приводили множество толкований этого аята, они не совсем согласны с утверждением, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам видел Всевышнего Аллаха.
В книге «Шархул китаби “ал-Фикхул Акбар”» Мулла Али Кари рахматуллахи алайхи сказал так:
«Ахлус сунна вал джамаа совершил иджмаъ в том, что видеть Всевышнего Аллаха в этом мире допустимо с точки зрения разума, а [возможность видеть Его] в ахирате утвердилась преданиями и тем, что услышано, и это — действительно. Возникло разногласие относительно шариатской допустимости [зрения рабом Аллаха] в этом мире. Большинство назвали его утвердившейся [истиной]. Другие же отрицали. Затем, сказавшие, что оно [видение] — утверждено в этом мире, сказали, что проявление в действительности этого [видения] было обособленно присуще Пророку саллаллаху алайхи васаллам в ночь Исра. Это уже является предметом разногласий среди улемов и валийев.
Вернее, [разногласия связаны с тем,] что он саллаллаху алайхи васаллам видел своего Господа зрением сердца, а не глазами. Это упоминается в «Шарху “Акийдатит Тахавийа”» и других книгах». (Именно таково суждение Абдуллаха ибн Аббаса и других его сторонников в этом вопросе.)
В этом вопросе проступает множество граней. Однако вывод таков: если кто станет притязать на то, что видел в этом мире своими глазами Всевышнего Аллаха, и не будет возможности его высказываение истолковать в ином смысле, то он с укором подвергнется наказанию и публичному позору.
Вопрос видения Всевышнего Аллаха также разносторонне обсуждался в древних источниках. Большинство высказали мнение, что видение Аллаха возможное явление, не имеющее состояния, качества и состава.
Передано, что имам Абу Ханифа рахматуллахи алайхи говорил: «Я видел во сне Господа Могущественного девяносто девять раз». Затем увидел во сне еще раз, стало ровно сто раз.
От имама Ахмада ибн Ханбала рахматуллахи алайхи сообщается следующее:
«Он рахматуллахи алайхи видел во сне Всевышнего Аллаха несколько раз. Однажды он сказал, если еще увижу своего Господа во сне, то непременно спрошу о том, что может приблизить раба к своему Господу. Так, он увидел Всевышнего Аллаха во сне и спросил:
— О мой Господь, чем раб сможет приблизиться к Тебе?.
— Тилаватом Моего Слова, О Ахмад! — ответил Всевышний Аллах.
Он спросил:
— Вне зависимости от того, понимает он его смысл или нет?
Всевышний Аллах сказал:
— Вне зависимости от того, понимает он его смысл или нет».
Этот довод является последним из числа сведений в данной главе, посвященной вопросам о божестве (об Аллахе). Это была попытка предоставить (читателю) возможность обрести вероубежденческое просвещение относительно фразы «Лаа илааха иллаллааху» (Нет божества, кроме Аллаха) из шахады.
* * *
Делая выводы, можем сказать, что во второй части, посвященной вопросам о божестве, мы ознакомились со сведениями относительно сущности и качеств (сифатов) Всевышнего Аллаха. Мы достаточно уяснили, в чем состоят такие Его сифаты, как Сущий и Единый, Вездесущий, Могущественный, Мудрый, Всезнающий, Всесведущий, Распоряжающийся, Формирующий строения и образы (Мусаввир), Творящий и многие другие Его прекрасные качества.
Безусловно, нельзя не верить, что Обладатель таких совершенных качеств сотворил Вселенную с великой мудростью. Нам следует осознать, что сотворивший все миры и распоряжающийся ими, сотворил также и нас с вами — потомков Адама на основе одной великой мудрости.
Сам Всевышний Аллах излагает эту великую истину в Священном Куръане. Всевышний Аллах в суре «Муминун» сказал следующее:
«Неужели Вы считали, что, поистине, Мы сотворили вас напрасно и что, поистине, вы к Нам не будете возвращены? И превыше всего Аллах, Царь Истинный! Нет божества кроме Него, Господа Трона благородного!» (аяты 115–116).
Да, Всевышний Аллах сотворил нас с вами не напрасно. Настанет день, когда мы с вами непременно будем возвращены к Нему. Так давайте же задумаемся сейчас о том, каково будет наше положение тогда.
Небеса и землю, и все то, что находится между ними, в том числе нас с вами, Всевышний Аллах сотворил не ради забавы.
Об этом Всевышний Аллах в суре «Анбийа» сказал следующее:
«И не сотворили Мы небо и землю и то, что между ними, забавляясь. Если бы Мы пожелали брать [Себе] развлечение, непременно взяли бы его от Себя, будь Мы делающие его» (аяты 16–17).
Поистине, все огромные и удивительные создания в этом мире были сотворены не ради забавы и развлечения. Не было бы надобности прилагать усилия ради пустых забав. Если бы цель заключалась в забаве, то было бы сотворено что-нибудь соответствующее этому.
«Если бы Мы пожелали брать [Себе] развлечение, непременно взяли бы его от Себя, будь Мы делающие его».
Эти слова сказаны как допущение. То есть этого не может быть, но если допустить, что такое было бы возможным, то это было бы так и так.
Всевышний Аллах не есть развлекающийся и творящий играясь. Но если даже пожелал бы развлечения, то непременно взял бы это развлечение от Себя, из того, что связано с Ним Самим. И не связывал бы это с людьми. Пусть только люди знают, что Всевышний Аллах сотворил небеса, землю и то, что между ними, не играясь, не ради забавы и рзвлечения. А сотворил их с мудростью ради великой цели.
Причину сотворения джиннов и людей Всевышний Аллах разъясняет в суре «Зарийат» следующим образом:
«И сотворил Я джиннов и людей только для того, чтобы поклонялись Мне. Не желаю Я от них никакого удела и не желаю Я, чтобы кормили Меня. Поистине, Аллах — Он Наделяющий уделом, Обладатель силы, Мощный!» (аяты 56–58).
В этих коротких аятах свое отражение нашла великая истина. Единственной целью сотворения людей и джиннов является ибадат — поклонение Аллаху.
Как мы уже говорили выше, арабское слово ибадат означает «повиноваться», «держаться уничижительно», «проявлять смирение, покорность», «исполнять повеления». Следовательно, проявлять покорность и повиновение Аллаху во всем, в каждом деле, исполнять Его повеления, держаться перед Ним уничиженно, означает совершать ибадат Аллаху.
В терминологии же улемов ибадатом является каждое деяние, совершаемое с целью приближения к Аллаху.
«Не желаю Я от них никакого удела и не желаю Я, чтобы кормили Меня. Поистине, Аллах — Он Наделяющий уделом, Обладатель силы, Мощный!»
Следовательно, Всевышний Аллах не просит у людей и джиннов удела и пропитания для Себя, напротив, Он Сам наделяет их уделом, Сам дает им пропитание. Единственное, чего пожелал Аллах, это ибадат — поклонение Ему. В этом и состоит цель сотворения людей и джиннов.
Значит, человек пришел в этот мир, чтобы совершать ибадат Всевышнему Аллаху, то есть, совершать то, что велел Аллах, и прожить эту жизнь в соответствии с Его указаниями. Так от кого и откуда возьмет человек эти указания?
Эту проблему Всевышний Аллах также решил Сам. Для каждого времени и для каждого определенного места Всевышний Аллах избирал из числа людей наиболее выдающегося, наделял его статусом пророка и посредством ангелов ниспосылал известия, доводя таким образом до людей Свои учения. Пророк же, вверенные ему указания Всевышнего Аллаха в качестве аманата бережно доводил до людей. Здесь возникает вопрос: «Что же собой представляет вахий?» Полный ответ на этот вопрос мы получим от улемов науки акоид — исламского вероучения.
.