2. Смертный час (аджал).
Это тоже относится к категории вещей, о которых неизвестно никому, кроме Аллаха. Всевышний Аллах Своим всеобъемлющим знанием точно знает о смертном часе каждого живого существа, в том числе и каждого человека. Никому, кроме Аллаха, даже Его приближенным (мукарраб) ангелам, не известно о смертном часе какого-либо живого существа.
Даже если весь мир объединится и попытается узнать смертный час хотя бы одного крохотного насекомого, все равно не смогут узнать. Тот, Кто сотворил всех живых существ, в том числе и людей, — это Аллах. Тот, Кто даровал им жизнь — это Аллах.
Тот, Кто их умертвит — это Аллах. Следовательно, не удивительно, что только Сам Всевышний Аллах знает о смертном часе каждого существа, в том числе и каждого человека.
И не трудно Ему поручить одному из ангелов записать то, что Он знает. Был бы Аллах Аллахом, не знай Он полностью и в точности смертный час каждого живого существа?! И в этом знании Аллаха нет принуждения.
3. Деяние (амал).
Знание о деяниях также относится к тому, что присуще только Самому Всевышнему Аллаху.
Человек не знает не только о последующих действиях других, но и не знает точно о том, что совершит сам через некоторое время. Человек вознамеривается на что-то, стремится к нему. Однако осуществление этого дела или его неосуществление зависит от воли и желания Всевышнего Аллаха. Свершится то, чего пожелал Аллах, а чего не пожелал, не свершится.
Не удивительно, что по этой причине Всевышний Аллах полностью и точно знает о деяниях каждого человека, начиная с его рождения вплоть до самой его смерти.
Потому что человека сотворил Всевышний Аллах, и на том основании Он является Тем единственным, Кто полностью и точно знает обо всех возможностях и особенностях человека. Точно так же и мир, в котором человек проживает свою жизнь, сотворил Аллах. И Тот, Кто полностью и точно знает о тонкостях и мельчайших подробностях этого мира — это Аллах.
И Тот, Кто распоряжается как человеком, так и миром — это Аллах. Следовательно, знание Аллаха о совершении какого-либо деяния человеком есть истина.
Был бы Аллах Аллахом, не знай Он этого?! И не трудно Аллаху поручить одному из Своих ангелов записать эти человеческие деяния, о которых Он знает. И это знание Аллаха, в свою очередь, также не является для человека принуждением совершать то или иное деяние.
4. Будет ли он несчастным или счастливым.
О каждом человеке, является ли он счастливым или несчастным, знает только сам Всевышний Аллах. При этом Он извечно знает об этом Своим всеобъемлющим знанием. Знает не только с момента вдыхания души в человека в утробе его матери, а знает извечно. Сказанное в рассматриваемом хадисе заключает в себе смысл фиксации — записывания этого извечного знания, и только.
Если все человечество объединится и попытается узнать, будет ли счастливым или несчастным хоть один человек из них самих, не смогут этого сделать. Даже величайший из пророков Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам только благодаря извещению Аллаха пророчески благовестил лишь нескольких сподвижников о том, что они войдут в рай. Что будет с остальными, известно лишь Самому Аллаху. Был бы Аллах Аллахом, не знай Он этого?! И не трудно Аллаху поручить одному из Своих ангелов записать это знание.
И вместе с тем, фиксирование этого знания письмом не принуждает раба Аллаха быть несчастным или счастливым. Ибо знание — это свет, открывающий-обнаруживающий суть чего-то, а не сила, принуждающая кого-то! Следует обратить внимание, что в продолжении хадиса поясняется, почему люди не смогут узнать друг о друге или о себе, являются ли они несчастными или счастливыми. Эту часть хадиса Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам начинает следующими словами:
«Клянусь Тем, кроме Которого нет никакого божества». А это указывает на чрезвычайную важность последующих слов.
«…один из вас будет совершать деяния обитателей рая, и когда между ним и раем останется (расстояние в) один аршин, опередит его та книга (запись) и он совершит деяние обитателей ада и войдет в него». Кто знает, что будет с человеком в будущем? Этого не знает даже сам человек. Он может провести всю жизнь в поклонении, а в конце может предаться наущению шайтана и тем самым погубить себя.
«Поистине, один из вас будет совершать деяния обитателей ада, и когда между ним и адом останется (расстояние в) один аршин, опередит его та книга (запись) и он совершит деяние обитателей рая и войдет в него». И такое может случиться. Что бы ни делал человек всю свою жизнь, под конец в нем могут пробудиться лучшие человеческие качества и от одного благого деяния его положение может полностью измениться.
Именно поэтому улемы науки акоид, приводя в доказательство этот хадис и схожие с ним другие хадисы, утверждают: «Нельзя выносить категоричное решение о предстоящем водворении конкретной личности из числа людей киблы в рай или ад».
То есть нельзя сказать, что такой-то будет обитателем рая или ада. Однако в обоих вышеупомянутых случаях из хадиса нет принудительного влияния кадара, воздействия извечного знания Всевышнего Аллаха. А выражение «тогда опередит его та книга (запись)» означает чрезвычайную точность и обоснованность записанного в книге знания, и только.
В данном благородном хадисе было рассказано о совершенности и всеобъемлемости, о точности и обоснованности знания Всевышнего Аллаха. Мы детально рассмотрели эту истину.
В конце хадиса отмечается, что человек не должен судить на основе своих деяний и выносить по ним решения, не должен забывать Аллаха или уклоняться даже на самую малость в другую сторону.
И он не должен успокаивать себя словами: «Всю жизнь я совершал благие деяния, и теперь я непременно войду в рай»! Даже в последний миг жизни все может обернуться по-другому. Потому что все происходит по повелению Аллаха.
И пусть никто не впадает в безнадежность, говоря: «Всю жизнь я совершал греховные деяния, и теперь я непременно попаду в ад»! Даже в последний миг жизни все может обернуться по-другому. Потому что все происходит по повелению Аллаха.
Итог подводится исходя из конца деяний. И никто не знает, когда завершится его собственная жизнь. Поэтому надо осознавать, что каждый миг может стать концом жизни.
Совершавшие благие деяния должны стремиться к тому, чтобы их последнее деяние не стало злодеянием.
Совершавшие злодеяния должны считать каждый оставшийся миг жизни последним и спешить совершить благо и добро.
В этом и заключается польза веры в кадā и кадар — в постоянном призыве к добру и отвращению от зла! Передается от Ибн Умара радияллаху анху: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Каждая вещь — согласно кадā и кадару (предопределению и предустановлению), даже слабость и сообразительность».
Передали Бухари, Муслим и имам Малик.
В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам утверждает, что каждая вещь существует в соответствии с предопределением и предустановлением.
Уверование в это есть полноценность иймана правоверного мусульманина в Аллаха.
В конце хадиса упоминается, что два качества, которых обычно люди не всегда воспринимают всерьез, — слабость и сообразительность, бывают свойственными по предопределению и предустановлению.
Безусловно, вышеупомянутые качества существуют в истинной фитре — природе человека и при сотворении каждого человека Всевышний Аллах создает его вместе с этими качествами.
Обычно эти качества считаются независящими от человека. Если Аллах наделит кого-то высоким интеллектом, тот будет умным. И будет обратное, если Аллах не наделит. Также и со слабостью.
Только вот человек ответственен за правильное использование того, чем его наделили. Со слабоумного человека не будет спроса о том, почему он не заострил свой ум. Но с него может быть спрошено, почему не использовал свой разум настолько, насколько бы его хватило?
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Когда многобожники Курайша пришли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам со спором о кадаре, был ниспослан аят: «В тот День будут поволочены (многобожники) в огонь лицом вниз: “Вкусите прикосновение сакара! Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре [в мере]”».
Многобожники-арабы хотя и верили в существование Всевышнего Аллаха, тем не менее они не верили в некоторые Его сифаты, в том числе отказывались верить в предустановление (кадар). Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стал призывать к Исламу и начал разъяснять истинную религию, они всячески оказывали ему противодействие. В частности, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам изложил сущность кадара, они воспротивились этому. Собрались их предводители, пришли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и стали препираться: «Нет такого понятия — кадар, Аллах не может знать все изначально. Он узнает о делах только после их осуществления».
И тогда, в опровержение их высказываний, Всевышний Аллах ниспослал аят суры «Камар»:
«В тот День будут поволочены в огонь лицом ниц: “Вкусите прикосновение сакара! Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре [в мере]”» (аят 48).
Этим было дано знать, что утверждения многобожников неверны, слова Мухаммада алайхиссалам являлись истиной.
Этот хадис приводится здесь с целью дать понять, что каждого, кто не уверует в кадар, Судный день непременно поволокут в ад лицом вниз. Причем когда его поволокут, будет сказано: «Вкусите прикосновение сакара! Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре, то есть в мере».
В наши дни некоторые люди верят в предположительные предсказания, в размеры и расчеты, сделанные такими же людьми, как они сами. Восхищаясь их действиями, восхваляют их. Однако отказываются верить в предопределение и предустановление Аллаха, Сотворившего всех их. Они также окажутся в упомянутом в аяте положении.
Из данного хадиса извлекаем следующую пользу: не следует отвергать кадар и препираться по поводу него подобно многобожникам. А также из этого хадиса узнаем, что отвергающие предустановление в Судный день окажутся в тяжком положении.
Передается от Амра ибн Āсса радияллаху анху: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Аллах записал судьбы (предустановление для) людей за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли».
Оба хадиса передали Муслим и Тирмизи.
В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам излагает, что Всевышний Аллах знал о грядущих судьбах людей извечно, до того, как они появились.
Запись, о которой говорится в благородном хадисе, было осуществлено в Лавхул Махфузе. Какому сроку в нашем понимании равняется пятьдесят тысяч лет, упомянутых в хадисе, известно только Самому Аллаху. Потому что летоисчисление по нашим представлениям и меркам появилось только после сотворения небес и земли, вращение которой и лежит в его основе. А эти пятьдесят тысяч лет, как ясно сказано в хадисе, были до сотворения небес и земли.
Раз нет границ знания Аллаха, нет сомнения и в том, что Аллах знает все. Если бы Аллах знал о чем-либо только до определенного времени, а остальное оставалось бы для Него неизвестным, то сифаты совершенства Аллаха возымели бы изъян. А это никак не подобает высочайшей сущности Всевышнего Аллаха.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
Аллах записал судьбы людей за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли. Мы веруем в это, мы подтверждаем это!
Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.