При создании семьи не только жених обладает правом выбора своей спутницы, но и невеста имеет право выбирать жениха. Потому что семья, как мы упомянули выше, прежде всего представяет собой моральный и духовный союз, зависящий от воли сердца. Если в таких отношениях обе стороны не станут одинаково принимать участия, то ничего хорошего из этого не выйдет. Насколько значим для семьи муж, настолько же значима и жена. Насколько зависимо благополучие семейных уз от сердца мужчины, настолько же оно зависимо и от сердца женщины.
На самом деле к выбору жениха нужно относиться еще более внимательно и ответственно. В этом чрезвычайно щепетильном и ответственном деле ни в коем случае нельзя оставаться безучастной.
Мать правоверных Аиша радияллаху анха сказала:
«Никах — это неволя. Посему пусть каждый из вас смотрит, куда располагает свою драгоценную женщину».
Имам Газзали в своей книге «Ихйау улумид дин» сказал:
«Важнее всего проявлять осмотрительность в отношении прав женщин. Потому что вследствие никаха она уподобляется невольнице. Ей сложно освободиться от этой неволи. Что же касается мужа, он, по крайней мере, может объявить талак».
Ибн Джавзи отмечает:
«Женщины — родня мужчинам. Женщине нравится мужчина так же, как и мужчине нравится женщина».
Именно поэтому в исламском шариате качествам достойного жениха уделяется столько же внимания, сколько уделяется качествам достойной невесты.
При этом, как утверждается постоянно, мерилом при выборе, безусловно, должны служить положения нашей религии. Нужно исходить из тех критериев достоинства человека, которые описаны в Священном Куръане.
Всевышний Аллах в суре «Худжурат» смилостивился сказать:
«Поистине, наиболее почитаемый перед Аллахом из вас — наиболее богобоязненный из вас» (аят 13).
Лучшее из человеческих качеств в Исламе — богобоязненность. Самый уважаемый, дорогой и почитаемый человек для Аллаха — богобоязненный человек, то есть проявляющий таква. Именно поэтому при выборе жениха в первую очередь нужно обратить внимание именно на это качество.
عَنْ سَهْلٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: مَرَّ رَجُلٌ عَلَى النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم فَقَالَ: مَا تَقُولُونَ فِي هَذَا؟ قَالُوا: حَرِيٌّ إِنْ خَطَبَ أَنْ يُنْكَحَ، وَإِنْ شَفَعَ أَنْ يُشَفَّعَ، وَإِنْ قَالَ أَنْ يُسْتَمَعَ، ثُمَّ سَكَتَ فَمَرَّ رَجُلٌ مِنْ فُقَرَاءِ الْمُسْلِمِينَ فَقَالَ: مَا تَقُولُونَ فِي هَذَا؟ قَالُوا: حَرِيٌّ إِنْ خَطَبَ أَنْ لَا يُنْكَحَ، وَإِنْ شَفَعَ أَنْ لَا يُشَفَّعَ، وَإِنْ قَالَ أَنْ لَا يُسْتَمَعَ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ r: هَذَا خَيْرٌ مِنْ مِلْءِ الْأَرْضِ مِثْلَ هَذَا. رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ.
Передается от Сахла радияллаху анху:
«Некий человек прошел мимо Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Так, он (саллаллаху алайхи васаллам) спросил (людей):
— Что вы скажете о нем?
(Люди) сказали:
— Достойный того, чтобы за него выдать дочь, если засватает, и чтобы заступиться за него, если попросит заступничества, и чтобы его слушать, если станет говорить.
Он (саллаллаху алайхи васаллам) промолчал. Затем прошел человек из нищих мусульман. Он (алайхиссалам) спросил:
— Что вы скажете о нем?
(Люди) сказали:
— Достоен того, чтобы не выдавать за него дочь, если засватает, и чтобы не заступиться за него, если попросит заступничества, и чтобы не слушать его, если станет говорить.
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Этот лучше даже всех полной земной тверди тех людей, подобных тому [предыдущему]».
Передал Бухари.
Первый человек, который прошел мимо того места, где находился Пророк саллаллаху алайхи васаллам со своими сподвижниками, был известен только своим богатством. Вторым же был Джухайл ибн Сурока радияллаху анху, который был известен своей бедностью и своей богобоязненностью.
Люди, находящиеся рядом с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, ответили на его вопросы об этих двух людях, основываясь на их материальной состоятельности.
Да, если предоставить вопрос оценки достоинств людей самим людям, несомненно, они станут мерить достоинство по имуществу. Потому что когда человеческую природу предоставляют самой себе, то без божественных учений она неизбежно окажется в таком положении.
Именно поэтому оценку человеческих достоинств шариат взял на себя. Согласно шариату достоинство человека оценивается не по количеству его имущества и денег, не по положению и происхождению, а по богобоязненности и праведности.
С точки зрения Ислама один богобоязненный бедняк, из числа праведных людей, лучше всех полной земной тверди богатых нечестивцев вместе взятых.
В Исламе достоинство человека оценивается не по его имуществу, напротив, ценность имущества измеряется по тому, кто им владеет. Если имущество принадлежит богобоязненному человеку, то это имущество считается благим. Если же оно принадлежит фасику и фаджиру — нечестивому и безнравственному человеку, то это имущество считается плохим.
Богобоязненный, праведный человек хорош, даже если у него нет имущества. Порочный и нечестивый же человек плох в обоих случаях.
Именно поэтому при выборе жениха — самой тонкой и щепетильной точке выбора человека, необходимо обратить внимание на религиозность, богобоязненность и праведность будущего супруга.
عَنْ أَبِي حَاتِمٍ الْمُزَنِيِّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم قَالَ: إِذَا جَاءَكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ دِينَهُ وَخُلُقَهُ فَأَنْكِحُوهُ، إِلَّا تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الْأَرْضِ وَفَسَادٌ، قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ، وَإِنْ كَانَ فِيهِ؟ قَالَ: إِذَا جَاءَكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ دِينَهُ وَخُلُقَهُ فَأَنْكِحُوهُ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَحَسَّنَهُ.
Передается от Абу Хатима ал-Музани радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда к вам придет человек, религией и нравом которого вы довольны, сочетайте с ним никахом (ту, которую он попросит). Если же вы так не сделаете, то на земле будет смута и порча.
(Люди) спросили:
— О Посланник Аллаха, даже если у него будет (нищета и прочее)?
Он (саллаллаху алайхи васаллам) сказал три раза:
— Когда к вам придет человек, религией и нравом которого вы довольны, сочетайте с ним никахом (ту, которую он попросит)!».
Передал Тирмизи и назвал хадис «хасаном».
Из этого благородного хадиса следует утверждение, что молодой человек с благой религиозностью и добрыми нравами является наиболее достойным женихом. Хадис поясняет, что когда дочь не отдают за просившего ее руки человека, религией и поведением которого можно остаться довольным, то тем самым на земле совершится смута и порча.
Услышав такие слова от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, люди спросили его, нужно ли выдавать за него, даже если этот человек беден или имеет другие лишенные привлекательности качества. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам еще трижды повторил свои слова. Это обстоятельство еще раз подтверждает, насколько великим качеством является набожность, религиозность и нравственность человека.
Если мы, мусульмане, последуем этим пророческим советам при выборе жениха, несомненно, поступим правильным образом.
Улемы, которые собрали, упорядочили и проанализировали все доводы относительно критериев выбора жениха, утверждают, что в основном следует обращать внимание на следующие качества:
1. Религиозность.
2. Богобоязненность.
3. Нравственность (благонравие).
4. Способность выполнять свои обязанности в семье.
5. Равенство с невестой. Здесь подразумевается возраст, социальный статус и т.п.
Из книги «Счастливая семья»
..