Мы уже говорили, что терпение, стойкость, терпимость к другим, умение прощать – тоже среди лучших добродетелей и добрых деяний человека. Жизнь человеческая никогда не протекает размеренно, гладко, как того нам очень хотелось бы. Даже в дни радости не исчезает возможность затруднений, но зато и в днях печали может быть заложено счастливое грядущее. Осознать все это и действовать соответственно – великое человеческое достоинство.
Недаром терпение, по Исламу, есть одна из духовных опор и нравственных совершенств правоверного мусульманина. Ведь нередко, в отчаянии от неудач, молодые люди реагируют недостойным образом. А терпение вселяет в сердце покой, снимает боль и ощущение безысходности, дает надежду. Терпеливый человек стойко встречает все трудности, потому что знает: они от Аллаха. А посему не надо падать духом; разумный, просвещенный верой человек среди любых трудностей, посланных Аллахом, постарается найти для себя пути добра. По Исламу, терпение – особое качество, оно различает духовную и материальную стороны жизни, упорядочивает, регулирует их связь. Недаром это свойство и все его оттенки отмечаются в Куръане в семидесяти местах; пожалуй, ни одному другому человеческому качеству не уделяется столько места. И это понятно: терпение – действительно великое достояние. Любое дело нуждается в нем, в том числе и сотворение добра. И вообще существование в этом мире невозможно без стойкости, спокойствия перед тем многим, что может вызвать ответную озлобленность. Этим объясняется особая любовь Аллаха к терпеливым:
«Поистине, воздастся полностью терпеливым их вознаграждение несметно» («Зумар», 10).
«…И непременно воздадим Мы тем, которые терпели, их вознаграждение еще лучшим, чем то, что совершали» («Нахл», 96).
«И воздал им за то, что терпели, раем и шелком» («Инсан», 12).
В дополнение Аллах поддерживает терпеливых:
«…Поистине, Аллах с терпеливыми!» («Анфал», 46).
Аллах отмечает, что терпение является одним из великих качеств, и подчеркивает, что верующие должны усвоить это качество.
«А если будете терпеть и бояться, то поистине, это – из дел непоколебимой решимости» («Áли Имран», 186).
Все требует терпения – и неизбежные потери близких, и сотворение добра, и борьба со злом, и безупречное исполнение поклонений (ибадат), как мудро учит Куръан.
«Поклоняйся же Ему и будь терпелив в поклонении Ему!» («Марйам», 65).
«И вели своих домочадцев к намазу и будь терпелив в нем» («То ха», 132).
Терпение надо воспитывать в себе, этому и помогает Аллах, подвергая нас испытаниям, проверяя человека ими на преданность себе.
«И непременно испытаем Мы вас, пока не узнаем усердствующих из вас и терпеливых, и проверим вести ваши» («Мухаммад», 31).
Куръан велит проявлять терпение во время трудностей:
«И непременно Мы испытаем вас кое-чем из страха, и голода, и потери из имущества, душ и плодов. И благовещай терпеливых, которые, когда постигнет их бедствие, сказали: «Поистине, мы (принадлежим) Аллаху, и поистине, мы – к Нему возвращающиеся». Они – те, над кем благословения от их Господа и милость, они и есть – идущие праведным путем» («Бакара», 155-157).
В этих аятах Аллах говорит, что терпеливые обладают тремя качествами, отличаясь от других:
Первое – им будет прощение Аллаха. Это для них большая похвала, большая честь и в этом, и в загробном мире.
Второе – милость Аллаха. Это означает, что само несчастье, которое постигло человека, является милостью от Аллаха.
Третье – они являются праведными, идущими прямым путем. Они вели себя так, как должен был вести истинно верующий человек. Грусть и печаль не смогут их сломить. Несчастье не сможет погасить искру надежды в их сердцах. Это и есть терпение, которому учит Куръан. Это – успокоение опечаленным сердцам. Это сила, которая приведет к жизненным успехам. Да, терпение – поистине нелегкое испытание, но оно несет и утешение сердцам, и укрепление души перед лицом трудностей, а значит – и путь к успехам.