Под благотворительностью подразумевается дарение блага кому-либо и оказание помощи. Словарное значение слова «ихсан» гораздо шире. Оно также используется в смысле «совершил добро». А понятие добро заключает в себя все благие деяния в этом мире. Сюда можно включить любое доброе деяние, в том числе во взаимоотношениях с другими людьми. Учение Куръана о пожертвовании свидетельствует, что, прежде всего, это Книга высокого духовного содержания, воспитательного значения. Ведь в Куръане подробно описывается, как добродеяние совершенствует, нравственно обогащает самого человека. Разъясняется, что пожертвование – естественный удел человека: поскольку Аллах принес ему самому в дар все земные блага, то он должен постоянно делиться ими.
«И твори прекрасное, подобно тому, как творил прекрасное Аллах тебе» («Касас», 77).
Куръан указывает, что пользу от ихсана получает человек сам:
«Если вы творили добро, то творили для себя, а если творили зло, то для себя же» («Исра», 7).
Вот несомненная истина! Добрые, щедрые люди достигают такой степени душевного равновесия, особого чувства счастья и полноты существования, каких, кроме них, никому не дано, не говоря уже о любви и почтении к ним окружающих. А зло принесет несчастье самому злодею. Не будет в его жизни счастья.
Священная книга Ислама ставит благодеяние на уровень преданности Аллаху, подчеркивает, что эти качества взаимосвязаны и являются лучшими и высокими качествами верующего. Следующие три аята подтверждают это:
«И кто прекраснее в религии, чем тот, кто покорил свой лик Аллаху, будучи благодетелем и последовал за нацией Ибрахима ханифом?» («Ниса», 125).
«Кто пришел с благодеянием, то ему десять подобных ему…» («Анъам», 160).
«Кто пришел с прекрасным, то ему – лучшее, чем это, и они – от страха в тот день обезопасившиеся» («Намл», 89).
В Куръане дается описание людей, творящих добро. Это – молящиеся ночами, просящие прощения у Аллаха в конце ночи и жертвующие из своего имущества нуждающимся.
Следование Пророку саллаллаху алайхи васаллам также является ихсаном, простить кого-то также является ихсаном.
«Прости же их и извини, поистине, Аллах любит благодетелей!» («Маида», 13).
Терпение – это тоже одна из форм ихсана.
«И терпи, ведь поистине, Аллах не губит вознаграждение благодетелей!» («Худ», 115).
Указаны в Куръане и виды благодеяний, к которым отнесены, например: терпеливость, готовность к прощению, а также те люди, на кого должны быть направлены наши душевные и материальные заботы. Прежде всего это родители. У них на то великое право. Куръан не только велит делать им добро, но и указывает правила доброго отношения к родителям:
«И предписал твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. И родителям – добродеяние. Когда достигнут при тебе старости один из них или оба, то не говори им «уфф!», и не говори им сердито, а говори им слово благородное. И преклоняй им обоим крыло смирения из милосердия и скажи: «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким!» («Исра», 23-24).
Поистине, какими великими и простыми, человечными словами определена эта первейшая душевная обязанность человека! Как видим, Аллах приблизил поклонение родителям к поклонению Себе, и это проявление высшей добродетели самого Творца из неисчерпаемого источника Его милостей. Эти пять наставлений являются вершиной доброты и сердечности:
1. Не говорить им даже «уфф», если их слова или деяния обременяют.
2. Не говорить слова, обидные для родителей.
3. Обращаться к ним только с уважением, со смирением.
4. Оказывать им внимание, проявлять заботу, держать себя кротко.
5. Просить Аллаха милости для них.
Человеку следует быть чутким не только к родителям, но и ко всем, делать добро:
«И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему в сотоварищи ничего, и родителям - добродеяние, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому, и соседу дальнему, и другу близкому, и путнику, и тому, кем овладели десницы ваши» («Ниса», 36).
Этот аят описывает многие виды благотворительности. Если люди будут следовать им, среди них всегда будет только добро. В частности, поклонение только Аллаху, творение добра родителям, родным, братьям, сестрам принесет большую пользу обществу, потому что общество состоит из семей. Затем Аллах велит заботиться о сиротах, потерявших попечителей и нуждающихся в помощи. Если оставить их без присмотра, они могут попасть в злые руки и превратиться в преступников, наносящих большой вред обществу. Также Аллах велит быть в добрых отношениях к соседям. Так укрепляется взаимная расположенность, люди будут сотрудничать в добрых делах. Также Аллах велит творить добро партнерам в пути, в учебе, в работе и т.д. А это принесет огромный положительный эффект. Также Аллах велит помогать путникам, которые нуждаются в помощи, чтобы добраться домой и т.д.
Если бы у всех людей было чувство взаимной доброты, возникали бы общества, о которых мечтали философы. Действительно, такие общества существовали, когда мусульмане полностью соблюдали требования учения Ислама. Это историческая истина, признанная всеми добросовестными историками.
Перечень этот по сути не имеет конца, как не должны иметь конца и сами добрые дела. Ибо ими жива душа дающего, ими облагораживаются общество и вся жизнь вокруг. Как трудно этого достигнуть, но тем более следует стремиться к исполнению одного из главных заветов Божьих. Без него мы никогда не достигнем и никаких других гуманных целей.