Согласно Исламу, разновидностью неверия в Аллаха является поклонение идолам и иным образам людей, потусторонних существ, животных. По представлению идолопоклонника, идол, обладая могучей силой, стоит выше природы. Об идолах сочинялось множество различных легенд и преданий. Одни из идолов считаются богами войны, другие — богами плодородия. Были также боги добра, зла и т.д. Как подчеркивают историки, в доисламские времена на Аравийском полуострове имело место активное идолопоклонство. В качестве примера можно сказать, что наш Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам при фатхе Мекки приказал разбить находившиеся в Каъбе и вокруг нее 360 идолов и истуканов.
На заре Ислама, когда эта религия только начала распространяться, арабы поклонялись разным предметам, например, идолам, которых они своими руками лепили для себя.
В каждом доме многобожников, у каждого идолопоклонника был свой идол – свой «бог». Они даже доходили до того, что доили верблюда на песок и месили песочную глину, а из получившегося куска глины лепили себе идола и поклонялись ему.
Даже почтенный Умар радияллаху анху, умнейший человек, как передается в риваятах, во времена джахилийи совершал умонепостижимые деяния. Рассказывают, что однажды, когда в пути ему захотелось помолиться, он обнаружил, что забыл своего «бога» дома. Подумав, он взял из своего мешка несколько фиников и слепил из них идола. Помолившись, он продолжил путь, но вскоре устал и проголодался. Он начал есть финики, а когда они закончились, не выдержав, съел и «бога». Немного придя в себя после еды, он подумал, как смешно получилось, что он помолился на то, что можно съесть, и упал со смеху.
Поклонение идолам, жертвоприношения им продолжались у арабов-многобожников в течение долгого времени, позоря человеческое достоинство, и только впоследствии было устранено Исламом.
Однако в чем же заключалась причина поклонения арабов камням и металлу, хотя ни пользы, ни особого вреда от этого не ощущалось? На данный вопрос отвечали сами идолопоклонники. В Куръане их устами говорится:
«Поклоняемся им лишь для того, чтобы приблизили нас к Аллаху как можно ближе» («Зумар», 3).
Такого мнения придерживаются и те, кто и сегодня продолжает молиться образам и изваяниям. По их утверждению, когда перед молящимися стоит идол или иное изображение, это помогает ему собраться с мыслями и приблизиться к Богу. Однако поклоняться, молиться идолу, считая его олицетворением Господа и единственным посредником, способствующим сближению с Всевышним, на наш взгляд, логически абсурдно. Ведь идол, стоящий перед молящимся человеком, наоборот, отвлекает его мысли от Бога. Сближение с Создателем происходит не через какие-то изображения или предметы, а при непосредственном обращении к Нему.