И человек действительно должен быть уверен в этом. Надежда на прощение за грехи является не только моральным поощрением на добрые дела в дальнейшем, но и сильным психотерапевтическим средством, в чем ныне в нашем сложном мире так остро нуждаются люди. По мнению ученых-психологов, в частности, известного ученого Фрейда, основная причина нервных болезней, вызывающих в свою очередь другие серьезные расстройства организма – это упадок духа, депрессия.
Исцеление приходит только при откровенном признании своих ошибок перед специалистом по этим заболеваниям, в процессе психоанализа, когда этот духовный, логический акт вскрывает просчеты больного, позволяет ему самому осмыслить происшедшее. В результате восстанавливается согласие между духом и совестью человека, наступает душевное выздоровление. Тем более эффективен и по своему содержанию и действию акт покаяния.
Нервные узлы – это не выдумка, а причина многих заболеваний, как головные боли, болезни сердца, артериальное давление и многие другие болезни, которые распространяются очень быстро.
Если исцеление требует откровенного признания, то какая разница: перед врачом признается человек или перед Аллахом? Какая разница между прощением Аллаха и чистотой души?
На самом деле, человек, который перед врачом или в уединении перед своей совестью просит прощения, сам того не зная, раскаивается перед Аллахом. Ибо совесть – это ни что иное, как чувство набожности, которая осталась со времен «Мийсаака» (акт обещания Аллаху).
Признание своей моральной вины имеет огромное значение для каждого и для общества в целом. Например, в Куръане рассказано, как пророк Юнуса (Иона), признав свою ошибку, нашел облегчение:
«И Зуннуна, когда он ушел гневным и полагал, что Мы никогда не справимся с ним. И воззвал во мраках: «Нет божества, кроме Тебя, Пречист Ты, поистине, я был из несправедливых!» («Анбийа», 87-88).
Выражение «Вот так Мы спасаем верующих» звучит здесь призывом ко всем правоверным идти по данному пути, т.е. в самые трудные, кажущиеся безвыходными моменты моральных мучений просить помощи у самого Аллаха. Куръан в данном смысле также напоминает историю согрешения и покаяния Адама и Евы:
«(Оба) сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо к себе, и если не простишь нам и не помилуешь нас, непременно будем из потерпевших убыток» («Аъраф», 23).
Просить прощения с условием больше не повторять свои грехи Куръан называет «средством удостаивания милости Аллаха».
«И просите прощения у вашего Господа, а затем кайтесь Ему, и Он насладит вас прекрасным наслаждением до назначенного срока и даст каждому обладателю благоволения Свое благоволение...» («Худ», 3).
По преданию, во время правления Умара радияллаху анху кто-то жаловался ему на засуху, на что он ответил: просите прощения у Аллаха. Другой приходил с жалобой на бедность, и ему был дан такой же ответ. Третий выразил свою боль из-за бездетности, последовал все тот же ответ. И во многих других, разных случаях ответ главы правоверных оставался неизменным. Тогда один из присутствующих спросил:
«О эмир правоверных! Разные люди обращались к вам о вещах разных, но ваш ответ им был один: «Просите у Аллаха прощения». Как это следует понять?» Умар радияллаху анху и ответил приведенными выше аятами.
Аллах говорил Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам:
«И Аллах не таков, чтобы мучить их, когда ты среди них; И Аллах – не Мучитель их, когда они просят прощения» («Анфал», 33).
После кончины Пророка саллаллаху алайхи васаллам некоторые его соратники стали говорить: «Нас до сих пор оберегали от наказаний Аллаха два условия: одно из них – наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам, второе – просьба о прощении. Если и это исчезнет, то мы погибнем».