Однако опасна и крайность – некоторые люди понимают покаяние и просьбы о прощении таким образом, будто какие бы греховные дела человеком не совершались, все легко прощаются. Во-первых, здесь как уже отмечалось, недостаточно одних словесных заверений, необходимо еще чистосердечность раскаяния в содеянном, твердая решимость впредь не повторять такое и соответствующие этому действия.
Во-вторых, чтобы добиться прощения Аллаха, нужно покаяться в неповиновении. А покаяние означает возвращение, отречение. Если человек покаялся, это означает, что он «отрекся от ошибок, грехов, раскаивается за прошлые грехи». Куръан, уделяя большое внимание раскаянию, затрагивает его во многих аятах:
«Кто же покаялся после своей несправедливости и творил праведные деяния, то поистине, Аллах примет его покаяние. Поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный!» («Маида», 39).
«Предписал ваш Господь Себе милость. Поистине, кто содеял из вас зло по неведению, потом раскаялся после него и совершил праведные деяния, то поистине, Он – Прощающ, Милосерд» («Анъам», 54).
В большинстве случаев просьба о прощении и раскаяние в Куръане рассматриваются одно за другим: «Просите прощения у своего Господа, а затем раскаивайтесь». Понять это легко: первое призывает ко второму и для того, чтобы просить прощения у Аллаха и получить его, другого пути, кроме покаяния, нет. Следовательно, раскаяние как бы дополняет просьбу о прощении. Притом, покаяние, которого требует Куръан, должно выполняться, как только совершается грех. Ибо по прошествии времени зло не должно умножаться.
«Поистине, принятие покаяния на Аллахе для тех, которые совершают зло по невежеству, потом раскаиваются вскоре. То они – примет Аллах их покаяния. И Аллах – Всезнающий, Премудрый» («Ниса», 17).
Аллах установил два условия для прощения греха:
1. Совершение зла по неведению;
2. Скорейшее раскаяние в содеянном.
Однако, если человек, для которого зло стало привычкой, кается только перед смертью, то это не будет принято Творцом. В той же суре «Ниса» об этом сказано:
«И нет покаяния тем, которые совершают дурные поступки, а когда приходит к одному из них смерть, скажет: «Поистине, я раскаялся сейчас», и тем, которые умирают неверующими. Те – Мы приготовили им горестное мучение» («Ниса», аят 18).
Куръан настойчиво напоминает: чтобы заслужить прощения Аллаха, помимо раскаяния, необходимо обязательно еще совершать добрые дела:
«И поистине, Я – действительно Всепрощающ для тех, кто покаялся и уверовал и совершил праведное деяние, потом шел по праведному пути» («То ха», 82).
«…кроме тех, кто покаялся и уверовал и содеял праведное деяние, то те – заменит Аллах их злые деяния благими. И Аллах – Наипрощающ, Милосерд!» («Фуркан», 70).
Следовательно, покаяние является важным средством укрепления нравственности. Тот, кто отодвигает его на завтра, лишается человеческих добродетелей. Кто стремится к нему, тот исправляет себя и приобретет большую силу для преодоления зла. Голландский писатель Франц Сталл, сравнивая нравственные теории Ислама с другими учениями в Европе, отдавая предпочтение Исламу, писал: «В исламской религии покаяние – средство самовоспитания людей. Оно – великое оружие, в нем сожаление, преображение и переход к доброму сливаются в единое целое».