Для того, чтобы в каждом обществе было взаимное доверие, нужна правда. Поэтому правда является одной из основных ценностей, символом развития народов. Там, где нет правды, возникает недоверие, исчезает взаимопомощь. Правда имеет огромное значение в семье и в воспитании, ибо она необходима для общества. Она является началом всего добра. Через нее люди верят друг в друга. Поэтому Аллах призывает людей обрести это качество:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» («Тавба», 119).
Передается от Абдуллы радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Вам надлежит быть правдивыми. И поистине, правдивость приводит к благочестию. И поистине, благочестие приводит к Раю, и не перестанет человек говорить правду и придерживаться правдивости, пока не будет записан пред Аллахом правдивейшим. И поистине, лживость приводит к греховности. И поистине, греховность приводит к Огню. И не перестанет человек лгать и придерживаться лжи, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец».
Передали имам Бухари, имам Муслим, имам Абу Давуд, имам Тирмизи.
Это касается всех сторон жизни: и личной морали, и общественной морали, и деловой сферы. В этом хадисе правдивость противопоставляется лжи. Правдивость может означать и верность.
Один из видов верности – надежность. Надежность считается одним из высших качеств человека, в котором нуждается каждое общество. Надежность приносит много добра. Поэтому Ислам придает ей значение как характеристика мусульман. Восхваляя правоверных мусульман, Куръан, в частности, говорит:
«И те, которые – соблюдающие вверенные им и свой договор» («Муъминун», 8).
Один из видов верности – выполнение обещаний. Это также одно из качеств, дающих человеку авторитет и успех. Сегодня каждый народ, считающий себя культурным, старается обрести это качество. Аллах призывает мусульман выполнять обещания (сдерживать слово), напоминая об одном из Своих пророков Исмаиле, который был известен этим качеством.
«И поминай в Книге Исмаила. Поистине, он был верным обещанию и был посланником, пророком» («Марйам», 54).