Слово «Куръан» в переводе означает чтение, чтение вслух, собрать, объединять – Куръан вобрал в себя смыслы, мудрости и предписания всех божественных книг, ниспосланных до себя.
Улемы дают Куръану следующее определение:
«Куръан – чудесное («муъжиз») Слово Всевышнего Аллаха, которое Он ниспослал Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам через вахий, переданное с таватуром, читаемое в поклонении».
Комментарии к определению:
«Чудесное» – являющееся чудом, заключающий в себе чудо, недосягаемое по красноречию, необыкновенно красноречивое, поражающий своей бесподобностью, несравнимостью. Сколько бы ни старались люди, не могут творить подобное ему.
«Слово Всевышнего Аллаха, которое Он ниспослал Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам через вахий» означает, что вахий Всевышнего Аллаха, которое Он не ниспослал Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, такие, как Забур, Таурат и Инджил, не являются Куръаном.
«Переданное с таватуром» означает, что слово, переданное без таватура, не является Куръаном. Таватуром называется передавание слова последовательной, непрерывной цепью большим количеством людей – таким множеством людей, что невозможно считать их лжецами. Все они должны быть надежными людьми, никогда не говорившими ни слова лжи, у которых из-за большой численности не было и возможности сговориться о лжи. Доверенный вахий Джибрийл алайхиссалам передал Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам каждое слово Куръана, от первого до последнего, именно в такой форме.
«Читаемый в поклонении» означает читаемый в намазе.
«Вахий» – это негласное и быстрое доведение Аллахом определенной информации до пророков. Аллах доводит до сердца пророка определенное сообщение и он сразу поймет, что это от Аллаха.
Вахий мог быть ниспослан Аллахом через ангелов или при непосредственном общении с Ним. Мать правоверных Аиша радияллаху анха говорила, что первоначально вахий был ниспослан Пророку как сбывшийся сон. Каждый приснившийся сон сбывался наяву, как будто утренняя заря. Также к нему невидимым являлся ангел и доводил до сердца Пророка саллаллаху алайхи васаллам необходимые повеления или это доносилось подобно звону колокола, а иногда ангел Джибриил алайхиссалам являлся Пророку саллаллаху алайхи васаллам в человеческом облике.
Об этом в книге «Сахих ал-Бухари» приводится следующий хадис:
Передается от Аиши, матери правоверных радияллаху анха:
«Поистине, Харис ибн Хишам радияллаху анху спросил Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
«О Посланник Аллаха, как является тебе вахий?»
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Иногда придет мне как звон колокола, и оно тяжелее для меня, после его ухода оказывается, что я впитал в себя то, что сказал. А иногда является ко мне ангел в образе человека и говорит мне, и усваиваю то, что говорит».
Передал Бухари.
Как видим, вахий ниспосылался различными способами.
Однако немало сомневающихся в этом явлении. Более того, отвергая указанные факты из жизни Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, их толкуют как проявления истерии, которой будто бы страдал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Дескать, вахий – ни что иное, как бред и галлюцинации, связанные с обострением этого заболевания нервной системы.
Доказать ложность, а то и лживость таких суждений нетрудно. Ибо действительно больной истерией не может сдержать стон, крик, странных движений и других симптомов бредового состояния. А после того, как минует кризис, никогда не в силах четко и ясно вспомнить ни одной детали своего болезненного поведения. Ничего подобного не было в состоянии Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам – ни в моменты ниспослания вахий, ни вообще. Наоборот, он запоминал не только фразы и слова, но и интонации, буквы с музыкальностью их звучания.
Необходимо особо отметить, что люди, не способные выработать в себе убеждение в истинности вахий, не в силах поверить и в то, что Куръан – явление Божественное. Что же, их можно пожалеть.
(Из книги «Ийман. Ислам. Куръан»)