Человек сталкивается в жизни с разного рода искушениями и влечениями. Многие из них заставляют человека думать только о себе, даже во вред другим. А тот, кого этот соблазн победил, думает только о своей выгоде, не думая о правильности или неправильности своих деяний. Ислам устремлен на спасение человека из плена постоянно одолевающих его страстей. Дозволенное удовлетворение нормальных желаний полезно, безмерные же страсти, напротив, всегда угрожают естественным потребностям, разрушая морально и физически самого человека и все вокруг. Если человек попадает в сети своих пагубных желаний, это выводит его из естественного равновесия, заставляя его использовать всю свою энергию только для этого. Таким образом нарушается гармония в удовлетворении естественных желаний и потребностей. Одно из них вытесняет всех остальных. Поэтому Куръан называет страсть желаний разрушительной. Ибо в этой жизни должна была царить справедливость. Аллах говорит:
«И если бы истина последовала за их порочными страстями, то непременно разладились бы небеса и земля, и те, кто в них» («Муъминун», 71).
Самый большой вред от увлечения нездоровыми страстями общество терпит со стороны людей, облеченных властью, которые, напротив, казалось бы призваны устанавливать справедливость в обществе. Отсюда смутные времена, массовые волнения, способные принести лишь горе и разрушения всем. В назидание нам в Куръане приводится обращение Аллаха к одному из пророков – Давуду алайхиссалам:
«О Давуд, поистине, Мы сделали тебя наместником на земле! Суди же между людьми по справедливости и не следуй за порочной страстью, иначе собьет тебя с пути Аллаха! Поистине, те, которые сбиваются с пути Аллаха – им тяжкое мучение за то, что забыли День расчета!» («Сод», 26).
Следование за страстями уводит нас от реальной жизни. По мнению Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), лорд-канцлера английского государства, для того, чтобы достичь истины, необходимо очистить путь, ведущий к ней от четырех препятствий, из которых вытекает множество ошибок. Одно из них – слепое следование за предками, точнее, за их предрассудками. Идолы атеизма – это препятствия, лежащие на пути познания и образования. Идолы атеизма – это ловушки, в которые способен в силу своей ограниченности и немощи попасть – и попадает, к сожалению, – разум человека.
Аллах говорит:
«Если же не ответили тебе, то знай, что поистине, они следуют лишь за своими порочными страстями. И кто более заблужден, чем тот, кто последовал за своей порочной страстью без наставления от Аллаха? Поистине, Аллах не наставит на праведный путь народ несправедливый!» («Касас», 50).
Основная причина следования нездоровым страстям – слабость воли и знаний человека. Нет ничего более противоположного, чем слепая страсть и ясный разум:
«И поистине, многие непременно вводят в заблуждение своими порочными страстями без всякого знания» («Анъам», 119).
«Нет! Последовали те, которые творили несправедливость, за своими порочными страстями без всякого знания!» («Рум», 29).
Куръан также указывает пути освобождения из этого тяжкого плена. Они – в обращении всем существом к Аллаху, в соблюдении его наставлений.
«Но тот, кто побоялся предстать перед своим Господом и запрещал свою душу от порочной страсти, то поистине, Рай – он (ему) пристанище» («Назиъат», аяты 40-41).
Вера в то, что Аллах видит все, борьба против страстей является твердым шагом в правильном пути, гарантия от нашего заблуждения. Вера дает силу и в этой постоянной борьбе человека с самим собой.