Невозможно, нереально, по-видимому, требовать от каждого человека абсолютной святости и непогрешимости, ибо жизнь сложна. Но правоверный, убежденный в том, что все его помыслы и деяния находятся под наблюдением Аллаха, допускает в жизни меньше ошибок. Когда же он случайно оступается, то обязательно вспоминает об Аллахе, ему дается возможность признаться в ошибке, попросить прощения у Бога и дать обещание постараться больше не повторять подобное. В отличие от других религий, по Исламу, для отпущения грехов не обязательно покаяние перед духовным лицом. И не существует у мусульман тяжкого груза убеждения, что однажды совершенный грех – постоянный спутник человека, и невозможно избавиться от него. Каждый имеет возможность облегчить свою участь в покаянной молитве, обращаясь непосредственно к Аллаху.
«И кто совершит зло или будет несправедлив к себе, потом просит прощения у Аллаха, найдет Аллаха Прощающим, Милостивым» («Ниса», 110).
Так описывает Аллах верующих, которые будут удостоены Его прощения:
«А те, которые когда совершили мерзость или поступили несправедливо к себе, вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам – а кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и не упорствовали в том, что совершили, (после того, как) они узнали. Они – те, чье воздаяние - прощение от их Господа…» («Áли Имран», 135-136).
Обратим внимание, кроме прочего, что по Куръану грехом считается «поступить несправедливо против самих себя», то есть совершить или помыслить что-то недостойное человека, принизить свою личность. Значит, личность, личная мораль высоко ставятся в Исламе.
Того, кто искренне покается, Аллах непременно прощает, о чем и говорится в суре «Зумар»:
«Скажи: «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи. Поистине, Он – Наипрощающий, Милосердный» (аят 53).
Ученые-богословы считают, что данный аят – самый сильный среди аятов, укрепляющих надежду верующих. Самоочищением от грехов признаются и добрые дела, благодеяния. О том, что добрые деяния смывают грехи, отдельно отмечено в аятах и хадисах. Ибо Куръан говорит:
«Поистине, добрые деяния устраняют дурные!» («Худ», 114).
В другом аяте Аллах указывает, что добрые деяния приведут к прощению Аллаха. Человеку дается возможность одуматься, самому отделить в своих поступках дурное от хорошего, и это тоже засчитывается:
«И другие, что сознались в своих грехах. Смешивали деяние доброе и другое – плохое, может быть, Аллах примет их покаяние. Поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный!» («Тавба», 102).
Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам говорил:
«И твори вслед за злодеянием добро, смоет его».
Передал имам Бухари.