В силу царящих сегодня безнравственности и преступности мир оказался в плачевном состоянии. Причина в том, что человек часто вовсе забывает об Аллахе, о Его величии. А ведь именно богобоязненность, способная вознести человека на вершину доброты и благородства, всегда составляла одну из основ духовной жизни. И все религии по сути появились с целью вселения в души людей именно этой идеи, и объясняли им, что гнев Божий может обречь на страдания и в этой жизни, и в том мире. Человек, который не страшится Творца, способен на самые подлые, опасные злодеяния, он будет рабом не Бога, а своих алчных страстей, при этом вовсе не думает о том, какими бедами может обернуться это для других. Не случайно по сей день никакой людской закон не давал желаемого результата в удержании людей от злодеяний по отношению своих сограждан.
Ислам же, помимо узаконения соответствующих наказаний применительно к злодеям, постоянно напоминает людям о необходимости вечной богобоязненности и советует опасаться прежде всего наказаний Аллаха. Только в этом случае люди смогут повиноваться Аллаху и пойти праведным путем, приводящим к довольствию Аллаха. Об этом свидетельствуют аяты Куръана:
«И кто повинуется Аллаху и Его посланнику, и страшится Аллаха, и остерегаются Его, то они – выигравшие» («Нур», 52).
«Поистине, те, которые боятся своего Господа заочно, им – прощение и великое воздаяние» («Мулк», 12).
«Доволен Аллах ими, и они довольны Им. Это – для тех, кто убоялся своего Господа» («Баййина», 8).
Нужно также знать, что именно боязнь перед Аллахом придает человеку бесстрашие в рамках общепризнанной морали, а ведь это является одним из самых положительных качеств в общественной жизни. Ведь такой человек открыто может высказать свое мнение по любому вопросу, его не пугают мнения других, угрозы властей. Он никогда не берется за дело, в неправильности которого он уверен, если это даже вызовет недовольство других. Главный нравственный ориентир для него – Аллах. К этому непосредственно призывает Куръан:
«Не бойтесь же их, а бойтесь Меня, если вы – верующие!» («Áли Имран», 175).
«Разве боитесь их? Ведь Аллах более достоин, чтобы Вы боялись Его, если вы – верующие!» («Тауба», 13).
«…усердствует на пути Аллаха и не боятся порицания порицающего…» («Маида», 54).
История Ислама полна сведений о героях, отдавших даже свою жизнь в борьбе за истину. От того, что они истину ставили выше самой жизни, муки и страдания не смогли их сломить. Психологический факт: страх перед Аллахом всегда находится рядом с надеждой. Это и понятно, ибо человек, потерявший надежду на принятие его покаяния, превращается в страшную силу и ничего хорошего от него ждать невозможно: потеря связей человека с Творцом – начало начал всех зол. Есть однако предел боязни перед Аллахом: она не должна перерасти в безнадежность. Как считает Ислам, воспитание, основанное только на страхе, является неверным и бесполезным, поскольку лишает душу света и губит действенные добрые побеги. В каждом человеке заложено стремление к добрым деяниям, и это необходимо всячески поощрять и стимулировать обещаниями о соответствующем воздаянии Аллаха. По этому поводу один из аятов Куръана призывает:
«И не творите порчу на земле после устроения ее. И молитесь Ему со страхом и упованием; поис-тине, милость Аллаха близка от благодетелей» («Аъраф», 56).
Вот как характеризует Аллах истинно верующих:
«…Отчуждаются их бока от лож, молятся к своему Господу со страхом и сильным желанием…» («Сажда», 16).
Богобоязненность – достоинство не только обыкновенных людей, но и пророков:
«…Поистине, они торопились к добрым делам и молились Нам с надеждой и страхом…» («Анбийа», 90).
Страх перед Аллахом и надежда на Его милость – единое и важное средство воздействия на дела и помыслы человека. Эти чувства воспитывают в нем совесть, формируют его как достойного члена общества.