«Знайте, кто поступил несправедливо с иноверцем, с кем заключен договор или ущемил его (права), или возложил на него сверх его силы, или отнял у него что-то без его согласия, то я – тяжущийся с ним в Судный день».
Передал имам Абу Давуд.
Можно ли дать еще больше гарантий для иноверца, живущего в Исламском государстве?
Дополнительно приведем и реальные исторические данные.
После переселения в Медину Пророк саллаллаху алайхи васаллам обустроил там жизнь на основе договора, заключенного с местными иудеями, в котором были определены основы мирного сосуществования и сотрудничества во имя интересов общества. Сам он лично поддерживал добрые отношения с представителями других религий. В частности, обменивался с ними подарками.
Известны факты ношения им одеяния, подаренного иноверцами. В свое время даже некоторые злонамеренные люди злоупотребляли такой его добротой, общедоступностью. Всем известен, например, случай отравления бараниной Пророка саллаллаху алайхи васаллам одной иудейкой.
Гостей, прибывших из Эфиопии, Пророк саллаллаху алайхи васаллам принял в своей мечети и сам обслуживал их. «Они с уважением отнеслись к нашим сахабам. Мне лично самому хочется оказать им почести», – говорил он.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам принял в своей мечети также группу христиан из Наджрана и разрешил им совершить там свое богослужение.
Искренность по отношению к иноверцам продолжали проявлять и те, кто правили исламским государством после смерти Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Когда почтенный Умар радияллаху анху прибыл в Байтул Макдис (Иерусалим), то принял предложение местных христиан и заключил с ними соглашение.
Ниже приводится текст этого соглашения, ставшего образцом свободы, мира и воли иноверцам:
«Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Это – мир, который дал раб Аллаха, эмир правоверных Умар, жителям Илии. Дает мир их душам, имуществу, церквям и идолам, всему населению города – больным и здоровым. Никто не будет жить в их церквях, и они не будут разрушены. Не будет причинен вред ни им, ни тому, что им принадлежит, а также идолам и имуществу. Ни одному из них никто не нанесет вред умышленно. В Илии ни один иудей не будет жить с ними вместе. Народ Илии, как и народ Мадаина, платит джизью. Они обязаны выводить оттуда римлян и воров. Кто из них выйдет в другую сторону, люди и имущество его будет в безопасности, пока благополучно не доберется до мирного места. Кто останется – тот тоже в безопасности. Он тоже платит джизью – столько же, сколько народ Илии. Тем из народа Илии, кто хочет уйти с римлянами, взяв с собой людей и имущество, оставляя храмы и иконы, им самим, а также храмам и идолам гарантируется мир, пока не доберутся до мест, где действует мирный договор. Кто пожелает остаться из числа тех, кто был обладателем земли прежде, пусть останется и платит джизью как народ Илии. Кто пожелает, пусть уходит с римлянами. Кто пожелает и вернется к своим, с них не берется ничего до сбора урожая. Все это написанное будет обещанием Аллаха, Его Пророка, халифов и верующих, если народ Илии будет платить назначенную джизью».
Этому свидетельствовали: Халид ибн Валид, Амр ибн Асс, Абдуррахман ибн Авф, Муавия ибн Абу Суфъян. Записано и отредактировано в пятнадцатом году Хиджры».
Патриарх христиан сказал почтенному Умару, что он может совершить предвечерний намаз в тамошней главной церкви. Однако Умар ибн Хаттаб радияллаху анху не пошел на это, сказав, что, если совершит там намаз, то другие мусульмане могут доставить им беспокойство, изъявив желание совершать намаз там, где его совершал Умар.
Женщина-христианка из Египта пожаловалась Умару ибн Хаттабу радияллаху анху о том, что правитель этой страны Амр ибн Асс присоединил ее двор к мечети. В ходе проверки было установлено, что деньги за двор женщины – даже с излишками – хранятся в казне. Несмотря на это, почтенный Умар радияллаху анху приказал разрушить новую мечеть, чтобы все-таки восстановить двор этой женщины.
Неуклонно соблюдали данное правило и фатихи – открыватели, которые прибывали в другие края с целью распространения Ислама.
Ярчайшим доказательством открытости Ислама является следующий факт. В таких странах, как Египет, Сирия, Иордания, где, несмотря на то, что вот уже более 14 веков господствует мусульманская религия, часть местного населения, не пожелавшая принять Ислам, до сих пор придерживается своих верований. В Индии и в Ливане, в которых продолжительное время царили мусульмане, они составляют меньшинство, что еще более усиливает это доказательство. В тех государствах, где неуклонно соблюдались требования Шариата, люди назначались на должности не по их религиозным убеждениям, а по деловым качествам.
Так, личным врачом известного халифа Муавия ибн Абу Суфъяна радияллаху анху был христианин Ибн Ассал, его секретарь Сахнун также был христианином.
Халиф Марван ибн Хакам доверял христианину по имени Атанасиюс важные государственные посты в Египте, впоследствии тот стал главой государственной канцелярии. Это подлинный факт, и он с большим интересом описан многими историками мира.
Марк Сайс пишет об исламском государстве при Харуне ар-Рашиде следующее:
«В правительственной службе в равной степени работали христиане, идолопоклонники, иудеи и мусульмане».
Такая оценка применена к исследованиям и дискуссиям в области науки. Пользуясь покровительством исламского государства, на равных проживали и занимались творческой деятельностью люди с различными религиозными воззрениями.
Так, халиф Маъмун, собрав в свою академию представителей различных религий и сект, сказал: «Ведите дискуссии по любому вопросу науки. Только во избежание разделения на народно-племенные группы не следует приводить доказательства из своих религиозных книг».
Характеризуя такую научную открытость в Исламе, известный американский ученый Дрейпер писал:
«Первые мусульмане периода правления халифов не ограничивались только лишь уважением к ученым из христиан и иудеев. Они доверяли им большие дела. Выдвигали их на государственные посты. Даже постоянный контроль над медресе Харун ар-Рашид поручил Хално ибн Масавайху. Не предавалось значения тому, откуда родом был ученый и какую религию он исповедует. Учитывалась лишь его позиция в науке и просвещении».
Следует обратить внимание на еще одно обстоятельство. Терпимость Ислама в религиозных вопросах выражалась не только в его отношении к другим верованиям, но и в отношениях между собственными сектами других религий и направлениями.
В подтверждение этой мысли мы обратимся не к исламским источникам, а к словам патриарха Антиохийского Михаила, который говорил:
«После того, как мы нагляделись на то, что из себя представляет закон римлян, которые по мощи и высокому положению вели себя, как боги мести, возвышающие все самое низкое в человеке: отбирали имущество, у кого хотели, и одаривали им, кого хотели, применяли силу, присваивали наши церкви, сделали своими всех наших монахов и безжалостно подвергали нас жестоким наказаниям, – после всего этого Бог с юга послал сыновей Исмаила (мусульман) для того, чтобы они своими руками освободили нас из лап римлян. И действительно, вследствие изъятия у нас католических церквей и передачи их населению Халкидании, церкви находились в руках римлян, однако, после перехода городов в подчинение арабам, те своеобразным способом вернули их нам по принадлежности. Помимо того, что в то время были отняты у нас большая церковь Хумса и церковь Аарона, нам нелегко было вообще остаться в живых и жить в мире, спасаясь от направленных против нас беспощадного обращения, пыток, злобы и зависти римлян».
Известный историк Белазури в своей книге «Футухул Булдан» приводит следующую информацию, которую Абу Хафс Димашки передал от Саъийда ибн Абдулазиза:
«И передал мне Абу Хафс Димашкий слова Саъийда ибн Абдулазиза: «Мне сообщали, что когда Ираклий собрал свои войска против мусульман, и мусульмане узнали, что римляне приближаются к ним перед битвой при Ярмуке, то возвратили жителям Химса тот харадж, который взяли с них, и сказали: нам не до того, чтобы помогать вам и защищать вас; распоряжайтесь собой, как хотите.
И сказали жители Химса: ваше правление и ваша справедливость нравятся нам больше, чем та несправедливость и те обиды, которым мы подвергались; с вашим правителем мы наверное отстоим наш город от войска императора Ираклия.
И поднялись евреи и сказали: клянемся Пятикнижием, что правитель Ираклий только в том случае вступит в город, если мы будем побеждены и выбьемся из сил. И они заперли ворота свои и поставили у них стражу. Таким же образом поступили христиане и евреи, жители тех городов, которые заключили мирные договоры с мусульманами. Они сказали: если римляне и их приверженцы одержат верх над мусульманами, мы возвратимся в наше прежнее состояние; в противном же случае мы останемся в нашем настоящем положении, пока мусульмане будут в большом числе.
И когда Бог обратил в бегство римлян и превознес мусульман, они, жители городов, открыли свои города и вызвали музыкантов, играющих на тимпанах, предались увеселениям и уплатили харадж».
Из приведенного краткого признания ясно, что несоблюдение норм Ислама приносит беды не только мусульманам, но и всему миру. Это должны понять все и прежде всего сами мусульмане.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садқк Мухаммад Юсуф.